Рекомендации
по организации деятельности классного руководителя
В соответствии с Положением об учреждении общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2011 г. № 283, воспитательную работу с учениками класса учреждения образования при реализации образовательных программ общего среднего образования организует учитель, который выполняет обязанности классного руководителя. Основанием для осуществления учителем организационно-воспитательной работы (классного руководства) служат должностные обязанности учителя, определенные в 28 выпуске Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 октября 2011 г. № 105. Классный руководитель назначается приказом руководителя учреждения образования из числа учителей на период обучения учащихся в учреждении общего среднего образования.
Организация работы классного руководителя регламентируется инструктивно-методическим письмом об организации классного руководства и работы куратора учебной группы в учреждениях образования (Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь, № 24, 2012).
Основные направления идеологической и воспитательной работы, осуществляемой классным руководителем, определены в Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015 гг, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24 июня 2011 г. № 16, методических рекомендациях Министерства образования Республики Беларусь по вопросам организации воспитательного процесса в учреждениях образования, размещенных на сайте Министерства образования Республики Беларусь и публикуемых ежегодно в сборнике нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь.
Организационно-воспитательная работа, проводимая классным руководителем в классе, осуществляется за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий, в соответствии с планом идеологической и воспитательной работы классного руководителя на четверть или полугодие (включая работу на каникулах, в шестой школьный день). Подробно механизм планирования описан в методических рекомендациях «Планирование воспитательной работы в классе и ее учет», «Примерная структурная модель ведения документации, регламентирующей организацию воспитательной работы в учреждении общего среднего образования» (Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь, № 6, 2012).
Процесс документирования организационно-воспитательной работы классного руководителя регламентирован Инструкцией о порядке определения тарифицируемых часов организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического, среднего специального образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 70 (в редакции постановления от 07.10.2011 №70), постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.07.2013 № 52 «О внесении изменений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 70» из расчета 5 тарифицируемых часов на один класс-комплект. Количество тарифицируемых часов на одного классного руководителя определяется решением руководителя учреждения образования в зависимости от объема выполняемой работы.
При документировании организационно-воспитательной работы в классном журнале классный руководитель должен указать количество часов, соответствующее тарификации. Классный руководитель должен записывать в журнал наиболее значимые воспитательные мероприятия и другие виды организационно-воспитательной деятельности.
Дополнительно сообщаем, что разъяснения по применению постановления Министерства образования Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 70 «Об утверждении Инструкции о порядке определения тарифицируемых часов организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического, среднего специального образования» содержатся в письме Министерства образования Республики Беларусь от 09.02.2005 № 03-11-2-03/54 «О некоторых вопросах применения постановления Министерства образования».
Классный руководитель составляет социально-педагогическую характеристику класса, поддерживает ее в актуальном состоянии в течение всего года.
С целью оказания методической и практической помощи в организации и проведении идеологической и воспитательной работы, повышения профессионального мастерства, обобщения и распространения лучшего опыта работы классных руководителей в учреждении образования организуется работа учебно-методического объединения классных руководителей. Содержание деятельности данных объединений определяется задачами работы учреждения на учебный год, а также индивидуальным образовательным запросом членов учебно-методических объединений.
Приведем примерный алгоритм деятельности классного руководителя в соответствии с инструктивно-методическим письмом об организации классного руководства и работы куратора учебной группы в учреждениях образования от 01.11.2012 года (Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь, № 24, 2012).
1. Изучать качество воспитания в классе; индивидуально-личностные особенности каждого обучающегося с целью совершенствования воспитательного процесса.
Успешная реализация данных требований во многом зависит от правильного понимания сущности, содержания индивидуальной воспитательной работы, глубокого знания и умелой реализации всего многообразия ее методов.
В решении многообразных воспитательных задач положительно зарекомендовали себя самые распространенные формы и методы воспитания обучающихся. Основными формами реализации задач индивидуального воспитания являются:
педагогическое наблюдение;
изучение документов, характеризующих обучающихся;
индивидуальные воспитательные беседы;
анализ итогов воспитательных мероприятий;
беседы с учителями-предметниками;
социально-психологические исследования и др.
Педагогическое наблюдение – это изучение индивидуальных качеств обучающихся, его реакции на влияние внешних и внутренних факторов в классном коллективе, уровня взаимоотношений с другими обучающимися, педагогами.
Изучение документов, характеризующих обучающихся – это ознакомление с документами, находящимися в личном деле обучающихся.
Индивидуальная воспитательная беседа – это разговор между классным руководителем и обучающимся по заранее запланированной теме, предполагающий обмен мнениями между ними. Индивидуальная воспитательная беседа имеет цель, вопросы для обсуждения. По итогам беседы делается вывод. При проведении индивидуальной воспитательной беседы классный руководитель должен уважать национальные, религиозные чувства ученика, соблюдать чувство такта, не допускать грубости. С согласия обучающегося могут задаваться вопросы, касающиеся внутрисемейных отношений.
Анализ итогов воспитательных мероприятий – это изучение воспитательных мероприятий, степень участия обучающихся в них, результаты мероприятий, их влияния на внутреннее состояние личности, положение в классном коллективе.
Беседы с учителями-предметниками – это изучение индивидуального мнения педагогических работников об учащемся: успеваемость, активность на уроках, необходимость помощи в учебной деятельности.
Социально-психологические исследования - это изучение личности по результатам диагностических исследований и рекомендаций педагога-психолога, педагога социального и других специалистов.
Знание индивидуальных особенностей каждого обучающегося, групповых особенностей классного коллектива поможет определять обучающимся задания в соответствии с их индивидуально-психологическими особенностями и прогнозировать их отношения и поведение в классном коллективе. Наряду с другими формами и методами необходимо широко использовать индивидуальную воспитательную работу с каждым членом классного коллектива, активно использовать воспитательные возможности коллектива, постоянно анализировать итоги воспитательной работы, своевременно вносить коррективы в методику воспитания с учетом меняющихся индивидуальных и групповых особенностей обучающихся и др. Все это будет способствовать совершенствованию воспитательного процесса.
2. Осуществлять в классе идеологическую и воспитательную работу на основе государственной идеологии с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, склонностей, интересов и потребностей обучающихся, специфики учреждения образования и социокультурной среды.
Осуществляя в классе идеологическую и воспитательную работу, следует помнить, что ее содержание для каждого возрастного этапа будет отличаться друг от друга. Так, для обучающихся I ступени обучения весь образовательный процесс будет построен больше на наглядности с использованием игровых моментов. Младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, к жизни своей страны. Важно не упустить этот момент и вовлечь каждого в насыщенную интересную жизнь, деятельность коллектива, направленную на проявление заботы о ближайшем, а затем и дальнем окружении детей. Но при этом необходимо дать каждому ребенку реальную возможность занять активную позицию в организации групповой деятельности: определении ее цели, планировании, поиске способов и средств се выполнения, анализе и оценке результатов.
Для подростков важным становится общение со сверстниками, проявление потребности в самоутверждении и готовности действовать. В чем можно помочь им через организацию различных внеурочных мероприятий, где они могут проявить свои новые возможности через коллективные творческие дела, ученическое самоуправление и т.д.
На III ступени обучения школьникам свойственно стремление к освоению своего внутреннего мира: поиски перспективы жизненного пути, развитие чувства ответственности и стремление управлять собой, обогащение эмоциональной сферы.
Учет возрастных особенностей обучающихся, а так же организация воспитательного процесса с учетом целей и путей развития конкретного учреждения образования, особенностей и возможностей региона создает предпосылки для организации успешной воспитательной и идеологической работы в классе.
3. Проводить еженедельно информационные часы с целью своевременного ознакомления обучающихся с социально-экономической, общественно-политической и культурной жизнью страны по тематике, утвержденной заместителем руководителя, отвечающего за организацию идеологической и воспитательной работы
В воспитании информационной культуры личности обучающихся информационные часы играют важную роль. Они проводятся еженедельно по тематике, утвержденной заместителем руководителя учреждения образования, отвечающим за организацию идеологической и воспитательной работы.
Их эффективность во многом зависит от активной позиции участников. Информационные часы целесообразно проводить еженедельно в соответствии с расписанием. Выступления должны быть краткими (3-5 мин) и посвящены конкретному факту, позволяющему углубить и разнообразить знания обучающихся. После чего можно провести обсуждение рассматриваемого вопроса, обменяться мнениями.
Информационные часы могут подразделяться на обзорные и тематические. Обзорный информационный час — это краткий обзор основных политических, культурных и спортивных событий, произошедших за определенный отрезок времени в стране и за рубежом. Для подготовки тематического информационного часа определяется тема, которая должна быть актуальной для подрастающего поколения. Необходимо учитывать тематику единых дней информирования, преломляя предлагаемый материал в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
При проведении информационных часов рекомендуется использование Интернет-ресурсов, видеоматериалов, фотоиллюстраций и т. п.
При заполнении классного журнала классный руководитель указывает дату проведения и тему информационного часа точно в соответствии с утвержденными администрацией учреждения расписанием и тематикой, а также количество часов: 0,5 ч. при продолжительности информационного часа 20-30 минут, 1 ч – при продолжительности информационного часа 35-45 минут. Целесообразно указывать также форму проведения мероприятия:
Дата проведения |
Содержание работы |
Количество часов |
13.12. |
Информационный час «Важнейшие общественно-политические события уходящего года» (информ-дайджест) |
0,5 (1) |
4. Проводить еженедельно классный или кураторский час по запланированной тематике, а также не реже одного раза в месяц по вопросам состояния дисциплины, результатах учебной деятельности обучающихся, участия в общественно полезном труде, культурной и общественной жизни класса или учебной группы учреждения образования
Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Он включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в определенный день. Временной интервал классного часа – 45 минут.
Обычно классный час проходит в форме лекции, беседы или диспута, но может включать в себя и элементы викторины, конкурса, игры, а также других форм воспитательной работы. Использование интерактивных форм в проведении классного часа повышает эффективность его воспитательного воздействия.
Перед проведением классного часа классный руководитель должен решить ряд задач: определить тему и методы проведения классного часа, место и время его проведения (классный касс может проводиться за пределами учебного учреждения), составить план подготовки и проведения классного часа, вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно больше участников, распределить задания между творческими группами и отдельными обучающимися. Как и в любом воспитательном мероприятии, он учитывает возрастные особенности детей, особенности классного коллектива, уровень его развития.
В структурном отношении классный час состоит из трех частей: вступительной, основной и заключительной.
Назначение вступительной части: активизировать внимание учащихся, обеспечить достаточно серьезное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии общества и науки.
Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа.
Во время заключительной части важно стимулировать потребность школьников в самовоспитании, их желание внести изменения в работу класса.
5. Осуществлять контроль за состоянием успеваемости, учебной дисциплины и посещаемости учебных занятий обучающимися, постоянно информировать родителей (законных представителей) об успеваемости, случаях нарушений дисциплины и пропусков учебных занятий по неуважительным причинам с целью повышения ответственности родителей (законных представителей) за результаты обучения и воспитания обучающихся
Важным моментом в работе классного руководителя является контроль за успеваемостью, учебной дисциплиной и посещаемостью учебных занятий обучающимися. На классных часах один раз в месяц анализируется состояние учебной работы в классе, заслушиваются отчеты отдельных обучающихся о выполнении ими правил поведения. Прежде всего, классный руководитель использует потенциал классного коллектива для повышения требований к учащимся по вопросам учебы и дисциплины. Проведение ежедневного контроля успеваемости со стороны классного руководителя позволяет своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими обучающими, организации помощи педагогами-предметниками и успевающими учениками. Контроль за посещаемостью уроков и внеклассных мероприятий осуществляется ежедневно.
Информирование законных представителей несовершеннолетних об успеваемости, случаях нарушений дисциплины и пропусков учебных занятий по неуважительным причинам проводится регулярно (путем телефонного звонка, приглашением на беседу, в рамках запланированных родительских собраний). В случае пропуска занятий учеником у родителей сразу же выясняется причина отсутствия. Когда прогулы носят систематический характер, идет подключение членов Совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, принятие мер к родителям, которые не обеспечивают контроль за обучением и воспитанием ребенка.
6. Способствовать созданию условий для успешной учебной деятельности обучающихся, укрепления дисциплины в ходе образовательного процесса, развития умений и навыков самостоятельной учебной работы, адаптации в учреждении образования
Созданию условий в данном направлении способствует взаимодействие с учителями-предметниками, администрацией по решению проблем обучения. Важно обеспечить помощь в учебе обучающимся. Задача классного руководителя – вовремя заметить отставание школьника в обучении, выяснение причин (через беседы с учителями-предметниками, самими обучающимися, а при необходимости и с законными представителями несовершеннолетних) и оказание ему действенной помощи. С этой целью могут привлекаться специалисты СППС, в частности, педагог-психолог, который может дать рекомендации по работе с обучающимися, имеющими проблемы в обучении и поведении после проведениях диагностической работы и анализа результатов психологических исследований. Значительное место в работе по улучшению успеваемости занимают разъяснительные беседы об обязанностях обучающихся в учении, о культуре умственного труда, а также контроль за их домашней работой.
7. Способствовать созданию в классе или учебной группе, учреждении образования сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся
Данному направлению работы способствует знание классным руководителем информацию о состоянии здоровья учащихся, хронических заболеваниях и противопоказаниях у обучающихся класса, выполнение рекомендаций медицинского работника и контроль за соблюдением этих рекомендаций детьми и учителями-предметниками, выполнение требований санитарных норм к организации образовательного процесса.
При жалобах учащихся на ухудшение состояния здоровья необходимо ставить в известность законных представителей несовершеннолетних и учитывать их рекомендации. Если не запрещено законодательством или морально-этическими нормами, необходимо ставить в известность учителей-предметников о хронических заболеваниях детей.
Совместно с медицинским работником и родителями классный руководитель помогает учащемуся самостоятельно организовать свой режим жизни, проводит с обучающимися беседы о необходимости его соблюдении, о правилах личной гигиены, проводит физкультминутки на уроках и переменах, организует спортивные соревнования и игры, экскурсии и походы.
Важным является работа по поддержанию санитарного состояния кабинета. Классный руководитель помогает организовать дежурство в классе. Общественно полезный труд должен быть организован согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям, с соблюдением техники безопасности, в соответствующей одежде (халат, фартук, косынка и другое)
(Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденные Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2012 № 206).
Необходимо уделить внимание проведению бесед в соответствии с планом воспитательной работы. При этом план может меняться в соответствии с внешними факторами. Так, при увеличении количества простудных заболеваний, проводятся беседы о профилактике гриппа и вирусных инфекций. В начале учебного года хорошо рассказать о профилактике глазных заболеваний, правильной осанке.
Важным аспектом формирования здорового образа жизни является профилактика различного рода зависимостей (алкогольной, никотиновой, наркотической, компьютерной и т.д.), воспитание безопасного и ответственного поведения в рамках классного часа и в шестой школьный день. Остается актуальным работа по профилактике суицидального поведения среди обучающихся. Эту работу необходимо проводить систематически во взаимодействии с педагогом-психологом. Занятия с подростками необходимо ориентировать на формирование жизненной цели и профилактику различного рода переживаний (в том числе таких, как безответная любовь), когда нет еще четкого представления о собственной смерти, а имеется отрицание жизни.
Вся работа по сохранению психического здоровья детей должна строиться во взаимодействии с педагогом-психологом. Это позволит сделать такую работу более целенаправленной, гибко реагировать на различные изменения. Школьные страхи, неуверенность в собственных силах, особенно присущие обучающимся пятого класса или вновь прибывшим детям, постепенно уйдут, если рядом понимающие взрослые и доброжелательные одноклассники.
8. Изучать особенности семейного воспитания обучающихся, выявлять обучающихся, находящихся в социально опасном положении, проводить работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, поддержке несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, правовому просвещению обучающихся, профилактике противоправного поведения
Работа по изучению особенностей семейного воспитания обучающихся проводится регулярно и заключается в проведении наблюдений за обучающимися, по возможности, за взаимодействием между детьми и их родителями (особенно на I ступени обучения).
Более глубокую информацию об особенностях семейного воспитания дают изучение условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семье, беседы с обучающими и их законными представителями, анализ участия родителей в жизнедеятельности учреждений образования, контроль за семьями, установившими опеку (попечительство) над несовершеннолетними. Широкое распространение получили индивидуальные консультации классных руководителей, которые позволяют в частном порядке обсудить проблемы волнующие законных представителей несовершеннолетних и дать квалифицированный совет.
При посещении семей с целью изучения условий жизни и воспитания обучающихся Министерство образования Республики Беларусь считает нецелесообразным составление классным руководителем актов обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, либо актов иного характера при очередном изучении условий семейного воспитания. Посещение семьи ребенка целесообразно зафиксировать в таблице, где отмечается дата посещения, ФИО законных представителей несовершеннолетнего и кратко отмечаются условия воспитания и проживания обучающегося.
Дата |
ФИО законных представителей несовершеннолетнего |
Условия жизни и воспитания обучающегося (удовлетворительные или требуют дополнительного внимания других специалистов) |
Вышеуказанные условия могут быть определены как удовлетворительные (если не замечено каких-либо поводов для тревоги) или требующие дополнительного внимания (требуется кратко указать, что могло вызвать тревогу и требует дальнейшего изучения или особого внимания). Если у классного руководителя возникли сомнения о надлежащем воспитании обучающегося, то он ставит в известность руководство учреждения образования и обращается к педагогу социальному для организации дальнейшей работы в рамках его компетенций.
При обследовании условий проживания несовершеннолетнего классному руководителю необходимо обратить внимание на следующие факторы:
состояние жилого помещения: наличие существенных проблем (трещины в стенах, разбитые окна, плесень на стенах), содержат ли члены семьи жилое помещение в чистоте и порядке (замусоренность, захламленность, наличие бытовых паразитов, домашних животных, присутствие неприятных запахов внутри жилого помещения, наличие остатков пищи на полу и мебели и пр.);
наличие мебели, ее достаточность и состояние;
обеспеченность ребенка предметами первой необходимости: одежда, обувь по сезону, гигиенические средства по уходу, место для приготовления уроков и школьные принадлежности, детские книги, оборудованное место для сна, игр и др.;
обеспеченность ребенка предметами для игр, соответствующими его возрасту, достаточным пространством для игр;
испытывает ли семья финансовые трудности: носят ли они систематический характер, есть ли сопутствующие факторы — безработица, задолженности по счетам, отсутствие света, газа за неуплату и др.
кто именно осуществляет уход за несовершеннолетним: оба родителя, только мама, в основном мама, только отец, в основном, бабушка (дедушка) и др.
с кем и где пребывает ребенок в летний оздоровительный период либо в каникулярное время и т.п.
Во взаимоотношениях несовершеннолетнего с родителями, другими членами семьи следует обратить внимание на следующие факторы:
степень эмоциональной привязанности ребенка к обоим родителям и другим членам семьи (понаблюдать, к кому из родителей или других членов семьи ребенок привязан больше всего), эмоциональная близость с ними (либо эмоциональная отстраненность), адекватное реагирование на потребности ребенка (либо потребности и запросы ребенка удовлетворяются в минимальной степени), открытые и доверительные отношения между ребенком и родителями (либо безразличие, отстраненность одного из родителей (обоих) от ребенка) и др.
степень послушания ребенка и сознательное выполнение ребенком семейных правил и требований взрослых.
Классный руководитель в таблице посещения не прописывает приведенные выше факторы, а только указывает удовлетворенность условий в соответствии с ними или нет. В последнем случае кратко указывается причина дополнительных мероприятий в отношении несовершеннолетнего.
После получения сообщения от классного руководителя о предполагаемом неблагополучии ребенка в семье создается комиссия, в состав которой могут входить классный руководитель, специалисты СППС. Комиссия осуществляет очередное посещение семьи в ходе которого, согласно Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите (в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь от 05.05.2007 N 30), рекомендуется руководствоваться критериями и показателями социально опасного положения несовершеннолетнего в совокупности согласно приложению 1 вышеуказанной Инструкции. С этой целью составляется акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего по форме согласно приложению 2 Инструкции.
9. Оказывать педагогическую поддержку органам ученического самоуправления, первичным организациям общественных объединений «Белорусская республиканская пионерская организация», «Белорусский республиканский союз молодежи», другим детским и молодежным общественным объединениям, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь
Педагогическая поддержка ученического самоуправления заключается в определении совместно с ребенком его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий. При этом важным аспектом педагогической поддержки является решение проблем обучающихся, касающихся их деятельности не только в стенах учреждения образования.
В организации педагогической поддержки ученического самоуправления важно привлечь самих детей к коллективному планированию и важно, чтобы они сами распределили обязанности, ответственных и выполнили запланированное.
Классному руководителю необходимо помнить, что самоуправление развивается только тогда, когда обучающиеся оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы.
Свою многообразную воспитательную работу классный руководитель проводит совместно с детскими и молодежными общественными объединениями. Данная работа проводится во взаимодействии с педагогами-организаторами, которые являются основными координаторами деятельности организаций в учреждении образования. Классным руководителям необходимо обратить внимание на проблему потери интереса детей и молодежи к общественным формированиям. Зачастую интерес пропадает из-за однообразия содержания и форм работы.
Деятельность детских и молодежных объединений достигнет наиболее эффективных результатов, если обучающимся будет предоставлена возможность самовыражения, самореализации, самоутверждения.
10. Развивать традиции учреждения образования, содействовать обеспечению соблюдения правил внутреннего распорядка, защиты прав и законных интересов обучающихся
Классный руководитель воспитательную и идеологическую работу с классным коллективом строит на основании и с учетом тех традиций, которые существуют в конкретном учреждении образования. Это позволяет сделать содержание воспитания интересным и увлекательным, доступным обучающимся и их родителям.
Классный руководитель следит за добросовестным выполнением обязанностей, возложенных на обучающихся Уставом учреждения образования, правилами внутреннего распорядка. Этому способствует рассмотрение правил распорядка на классных часах, размещение и ознакомление с ними на информационных стендах.
11. Содействовать вторичной занятости обучающихся, их творческой, культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности, участию в работе объединений по интересам, деятельности органов ученического самоуправления
Важным аспектом в воспитании подрастающего поколении, в его дальнейшей социализации является организация вторичной занятости молодежи. Молодые люди, получившие трудовой опыт работы в свободное от учебы время, в дальнейшем более осознанно относятся к работе на первом рабочем месте, охотнее принимают участие в общественной жизни предприятия.
Большое значение здесь должна занимать общественная работа и трудовая деятельность. С этой целью организуются различные виды общественно полезного и производительного труда учащихся, работа по самообслуживанию, сбор лекарственных растений, посильное участие в благоустройстве и ремонте школы, а также труд на промышленных предприятиях, проводится работа по профессиональной ориентации.
Работа по созданию условий профессионального самоопределения обучающихся должна начинаться с обучающихся I ступени обучения через организацию ознакомительных экскурсий на заводы и предприятия, встречи с интересными людьми различных профессий, игр-путешествий в мир редких профессий. На следующих ступенях обучения профориентация подростков и молодежи осуществляется через вторичную занятость, а так же через получающие все большее распространение школьные (ученические) бизнес-компании.
Все большее значение в данном направлении работы приобретает взаимодействие классного руководителя и специалистов СППС. Педагог-психолог проводит психодиагностические исследования интересов и склонностей обучающихся, их личностных особенностей. Это способствует их самоопределению в будущем. К работе по профориентации привлекаются законные представители несовершеннолетних, с которыми классные руководители организовывают родительские собрания, на которых ведется разъяснительная работа по данному направлению, а так же педагогом-психологом проводится индивидуальная консультационная деятельность. К организации работы в данном направлении целесообразно привлекать заинтересованные ведомства, которые помогут в предоставлении рабочих мест и популяризации востребованных профессий.
Классный руководитель осуществляет учет посещения обучающимися объединений по интересам, способствует занятости обучающихся в соответствии с их интересами и склонностями на основании рекомендаций педагога-психолога.
При организации культурно-массовой работы необходимо использовать социокультурные возможности региона.
12. Осуществлять организацию воспитательного процесса в классе и учебной группе на основе планирования идеологической и воспитательной работы, общественно полезного труда, отдыха и оздоровления обучающихся во внеучебное время и каникулярный период
Идеологическая и воспитательная работа осуществляется на основе нормативных правовых документов в соответствии с ежегодными рекомендациями, содержащимися в инструктивно-методических письмах Министерства образования Республики Беларусь по идеологической и воспитательной работе. В соответствии с Примерной структурной моделью ведения документации, регламентирующей деятельность организации воспитательной работы в учреждении общего среднего образования (Сборник нормативных документов, № 6, 2012) для эффективной организации работы классному руководителю предлагается следующая документация: план идеологической и воспитательной работы классного руководителя на четверть или полугодие (включая работу на каникулах, в шестой школьный день); социально-педагогическая характеристика класса (поддерживается в актуальном состоянии в течение года); аналитический отчет о воспитательной работе за год.
Самой важной работой классного руководителя является вовлечение учащихся в различные мероприятия. Это и спортивные мероприятия, и классные часы, подготовка проектов и т.д. Воспитание будет эффективным, когда происходит совокупность применения методов: убеждения, примера, соревнования, поощрения и др. Все большую популярность приобретают интерактивные методы воспитания. Достигаемые с их помощью результаты доказывают высокую эффективность таких способов организации работы. Главным в организации воспитательной работы является ее системность.
13. Способствовать формированию сплоченного классного коллектива, основанного на принципах уважения и доброжелательного отношения к каждому обучающемуся независимо от материального положения и социального статуса его родителей
В работе классного руководителя по организации детского коллектива можно выделить следующие направления:
организация разнообразной увлекательной деятельности;
организация общения для создания благоприятного психологического микроклимата в коллективе.
Большим формирующим потенциалом обладают коллективные творческие дела. С их помощью классный руководитель может сформировать детский коллектив, дать возможность ему совершенствоваться и развиваться. Коллективные творческие дела дают возможность вовлечь в деятельность класса обучающихся, требующих особого внимания.
Работа классного руководителя по созданию благоприятного микроклимата в классном коллективе ведется в сотрудничестве со службой СППС. С этой целью хорошо привлекать педагога-психолога для проведения мониторинга психического здоровья детей (адаптация к школе, выявление уровня тревожности, уровня мотивации к учению), и опираясь на его исследования проводить работу в соответствии с рекомендациями.
По мере необходимости следует проводить в классе индивидуальную работу (беседы с обучающимися, педагогическими работниками, законными представителями несовершеннолетних); групповые упражнения на сплочение коллектива; вовлечение в групповую деятельность детей, имеющих трудности в общении; развитие коммуникативных свойств обучающихся и др., рекомендованных специалистами СППС.
Важным фактором развития нормального психологического климата в коллективе является вовлечение родителей в жизнь классного коллектива. Вся работа строится на основе уважения к личности как обучающихся, так и их законных представителей.
14. Содействовать организации питания и медицинского обслуживания обучающихся в соответствии с установленными требованиями
Классный руководитель проводит с обучающимися и их законными представителями разъяснительную работу о необходимости горячего питания для развивающегося организма ребенка, выясняет причины отказа от питания. Современному человеку необходимы знания о рациональном и здоровом питании (режим, разнообразие, сбалансированность), о соблюдении питьевого режима, о культуре поведения за столом и др.
Классный руководитель вместе с медицинским работником проводит санитарно-гигиеническое просвещение школьников, заботится о проведении профилактических прививок и медицинских осмотров.
15. Соблюдать установленные требования по охране труда и созданию безопасных условий для здоровья и жизни обучающихся
Классный руководитель проводит профилактическую работу по предупреждению несчастных случаев. Особое значение нужно уделить профилактике травматизма в учреждении образования и за его пределами. В помощь организации работы по данному направлению издано пособие для педагогических работников, которое содержит материалы по организации охраны труда: Петраков, В.Н. Охрана труда и обеспечение жизнедеятельности в учреждениях образования / Методические рекомендации. – Минск : АПО, 2013.
Организация работы классного руководителя по профилактике преступлений и правонарушений учащимися
Проблема помощи детям с отклонениями в поведении обозначена в нашем обществе особенно остро (агрессия, хамство, наглость, цинизм). К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и учащихся, как внешних, так и внутренних, много.
Поэтому одной из важных целей является профилактика и оказание своевременной и квалифицированной помощи детям, подросткам и (или) их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и прочие ситуации.
Основные задачи:
- создать условия, способствующие социальной адаптации учащегося;
- оказать помощь в достижении позитивного разрешения проблем;
- сформировать у ребенка позитивные ценностные отношения к обществу, учебе, труду, людям, самому себе, общественным нормам и законам;
- оказать семье учащегося квалифицированную педагогическую помощь в воспитании.
И реализуются они с помощью методов и форм:
- беседа;
- наблюдение;
- тестирование;
- анкетирование;
- анализ;
- консультирование;
- индивидуальная работа;
- групповая работа;
- диагностика.
В классном коллективе классный руководитель должен создавать условия нормального воспитания и развития личности ребенка:
- гуманный стиль отношений между всеми участниками образовательного процесса;
- демократические принципы и стиль общения между учителями и воспитанниками;
- разумная дисциплина и порядок как условия защищенности ребенка и взрослого в образовательном пространстве;
- возможность проявления детских инициатив и их поддержка со стороны взрослых.
Работа по правовому воспитанию и профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних носит систематический характер. Работа ведется в соответствии с планом воспитательной работы и по следующим направлениям:
а) профилактическая работа;
б) организация досуговой деятельности;
в) работа с родителями;
г) правовой всеобуч;
д) организация каникул;
е) работа с трудными детьми.
В начале учебного года создается социально-педагогическая характеристика класса, посещаются семьи, составляются акты посещения.
1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и информирование родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагогом-предметником и успевающими учащимися. Классный руководитель должен осуществлять строжайший контроль за подготовкой учащихся к учебным занятиям: учащиеся должны знать, что в любой момент классный руководитель может проверить наличие школьных принадлежностей, наличие выполнения письменного домашнего задания по любому предмету, наличие дневника и его ведение, ведение тетрадей. Уроки других учителей у учащихся своего класса также должны посещаться классным руководителем с проведением последующего обсуждения (анализа) поведения, работы на уроке учащихся, требующих к себе повышенного внимания и контроля.
2. Борьба с пропусками занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.
Классные руководители ведут ежедневный контроль посещаемости уроков, ежемесячный учет пропуска учащимися занятий по уважительной или без уважительной причины. В случае пропуска занятий учащимся выясняют у родителей причину отсутствия. Учащийся должен знать (быть уверен в том), что вопрос посещаемости – на постоянном серьёзном контроле у классного руководителя, что-либо скрыть от которого (или обмануть, соврать) просто невозможно, и что между родителями и классным руководителем налажен тесный контакт, что всё тайное обязательно станет явным. Классный руководитель должен стать главной ключевой фигурой для учащегося, авторитетным и важным помощником, советчиком.
3. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, работу объединений - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения. Классными руководителями принимаются меры по привлечению в спортивные секции, объединения широкого круга учащихся, особенно детей «группы риска». Организация предметных и спортивных олимпиад, участие в дистанционных конкурсах, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение. Классные руководители принимают активное участие в вовлечение детей работу оздоровительного лагеря на базе школы, тем самым организуя занятость детей в каникулярное время. Организация досуговой деятельности учащихся должна подлежать строгому учёту. Учёт можно вести по направлениям (здоровый образ жизни, патриотическое, нравственное, эстетическое, экологическое и др.), причём делать акцент на то, чтобы с ребёнком проводилась разносторонняя работа (это, во-первых) и, во-вторых, уделять больше внимания проведению мероприятий по тому направлению (тем направлениям), по которым качества у учащегося сформированы (развиты) в слабой мере.
4. Пропаганда здорового образа жизни исходит из потребностей детей и их естественного природного потенциала. С целью привлечения учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганды здорового образа жизни, выявляются сильнейшие учащиеся и формируются сборные команды школы для участия в школьных, городских соревнованиях. В начале каждого учебного года составляется календарь спортивно-массовых мероприятий, проводятся Дни Здоровья, соревнования по футболу, волейболу.
К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек должны привлекаться специалисты (медики, психологи) и сами дети.
Пропаганде здорового образа жизни могут быть посвящены такие классные часы как «Что такое хорошо и что такое плохо», «Курить – здоровью вредить»; «Мифы об алкоголе», «Школьнику о вреде никотина», «Кто кого или ребенок в мире вредных привычек», «Жизнь без наркотиков», «Мы против наркотиков», «Дорога, транспорт и я», «Наркомания – социальное зло», «Что со мной происходит?» и др.
5. Правовое воспитание. В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних эффективны проводимые в учебных заведениях Декады профилактики правонарушений. В их организации участвуют не только классные руководители, но и сотрудники правоохранительных органов, пожарной охраны, представители общественных организаций в лице членов комиссии по делам несовершеннолетних, специалисты по делам семьи, молодежи, занятости; работники медицинских учреждений, психолог, заместитель директора по воспитательной работе школы.
Проведение бесед на классных часах, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для учащихсяой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних дают мотивацию на ответственность за свои действия. Роль классного руководителя заключается в направлении дискуссии и подведении итогов, предоставив максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений. Такие занятия развивают активность, формирование жизненных позиций.
Как известно, незнание не освобождает от ответственности. Поэтому необходимо проведение классных часов на темы «Права и обязанности школьника»; «Правила поведения в общественных местах», «Мы и улица, наши интересы», «Знай свои права, но не забывай про обязанности», «Права и обязанности школьника»; «Почему подросток совершает преступление», «Поговорим об ответственности», «Преступления и его последствия», «Как научится быть ответственным за свои поступки», «Административная и уголовная ответственность»
6. Работа с родителями. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении, строится планово. При выявлении негативных фактов классные руководители информируют Совет профилактики школы. Классные руководители знакомятся с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляют акты обследования жилищных условий, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями.
Важными направлениями в этой работе являются:
- установление доверительных отношений между родителями и педагогом;
- разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная их причина может лежать глубже внешних проявлений, за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность;
- формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь, как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях формируется положительная личностная установка;
- формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.
Нужно вести работу по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно проводить лекции по воспитанию учащихся согласно их возрастным особенностям: консультации «Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста», «Интересы моего ребёнка. Как выбрать кружок»; индивидуальные беседы «Как преодолеть трудности в обучении. Родительская помощь» «Почему ребенок не хочет учиться»; родительские собрания «Ваш ребенок стал подростком. Проблемы воспитания», «Права и обязанности ребёнка в школе и семье». Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.
7. Проведение индивидуальной воспитательной работы. Одним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на внутриучрежденческий контроль учащихся с асоциальным поведением. Классные руководители в работе тесно сотрудничают с представителями социально-психологической службы школы – социальным педагогом и педагогом-психологом, советом профилактики.
Работа с личностью отдельного учащегося предполагает также знание воспитателем уровня воспитанности всего класса, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в общей деятельности. Классными руководителями школы проводится диагностика уровня воспитанности учащихся. На основе установленного уровня воспитанности учащихся я буду проектировать развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств, разрабатывает план воспитательной работы класса.
Памятка для классных руководителей по профилактике безнадзорности и правонарушений среди детей и учащихся
1. Возможности классного руководителя в отношении учащихся, пропускающих уроки без уважительных причин; методы и формы взаимодействия на учащихся в плане профилактики безнадзорности
•Активизация деятельности классного руководителя в отношении учащихся, прогуливающих уроки.
• Беседа классного руководителя с учащимся индивидуально, а также на классном часе.
• Активное вовлечение учащегося в занятия спортивных секций, художественных коллективов, общественную жизнь класса.
• Своевременное информирование родителей этих учащихся (телефонный звонок, записка через соседа, посещение на дому).
• Привлечение родительского комитета к работе с таким ребенком.
• Беседа психолога с этим учащимся.
• Беседа социального педагога с прогульщиком.
• Вызов прогульщика с родителями на заседание совета профилактики школы.
• Вызов на педагогический совет школы.
• Вызов на заседание комиссии по делам несовершеннолетних.
2. Формы и методы работы с семьей по профилактике правонарушений учащихся
• Ознакомление учащихся с правилами поведения школьника.
• Единство требований педагогического коллектива и родителей в отношении соблюдения правил поведения.
• Консультирование учащихся о правилах поведения в общественных местах во время экскурсий, дискотек, посещений театров и др.
• Пропаганда здорового образа жизни (режим труда и отдыха, режим питания, гигиена, занятия физкультурой и спортом, профилактика заболеваний и т.д.).
• Приобщение к общественной жизни класса и школы.
• Просветительские беседы с родителями об ответственности учащихся с привлечением специалистов, в том числе инспектора по делам несовершеннолетних.
• Тематические классные часы об ответственности учащихся за правонарушения с привлечением социального педагога и инспектора по делам несовершеннолетних.
• Организация работы родительского комитета с отдельными семьями.
• Посещение учащегося на дому вместе с милицией.
• Постановка на внутришкольный учет.
• Приглашение родителей на заседание совета профилактики школы, малый педсовет, большой педсовет, на комиссию по делам несовершеннолетних.
• Наблюдение, убеждение, предъявление требования, поощрение и другие методы.
3. Эффективность работы педагогического коллектива в отношении повышения уровня культуры учащихся (внешний вид, речь, поведение на уроке и перемене, сохранность имущества школы). Методы и формы работы.
• Знакомство учащихся с правилами поведения в школе.
• Предъявление единых требований к учащимся со стороны педагогического коллектива в отношении внешнего вида, речи, поведения на уроке и перемене, к сохранности имущества школы.
• Разработка и проведение тематических классных часов, бесед, лекций на темы этики и морали.
• Усиление роли учителя в плане недопустимости сквернословия, личный пример учителя в культуре речи и общении.
• Систематический контроль за сохранностью имущества школы и порядком на ее территории, выявление нарушителей (порча сантехники, стен, дверных табличек, столов, парт и другой мебели и сантехники и т.д.).
• Создание ремонтных бригад для восстановления испорченной мебели.
• Организация дежурства по классу и школе.
• Организация генеральной уборки классов, рекреаций, территории школы.
• Включение в план воспитательной работы посещения музеев, театров, библиотек города.
• Привлечение учащихся к участию в фестивалях, конкурсах, спортивных соревнованиях.
• Использование школьной мастерской для демонстрации моделей одежды делового стиля.
4. Действия учителя в отношении учащихся, замеченных в табакокурении и распитии спиртных напитков. Профилактика вредных привычек, наркомании, токсикомании.
• Просветительская работа среди учащихся и родителей о вреде курения, алкоголя и наркотических веществ с привлечением специалистов наркологов (родительский лекторий, система классных часов, просмотр видеофильмов с обсуждением в классе, выпуск стенной печати, подготовка учащимися рефератов по данным темам и т.д.).
• Предъявление требований к родителям о контроле над образом жизни ребенка вовнеурочное время (круг общения, недопустимость пребывания на улице позднее 22часов, контроль над наличием и использованием карманных денег, внимание к одежде ребенка и др.).
• Индивидуальная беседа с учащимся, замеченными в распитии спиртного или курении.
• Информирование родителей этого ученика.
• Обследование учащегося у нарколога.
• Обращение к социально-педагогической и психологической службе в отношении этого ученика.
• Использование возможностей оздоровительного медицинского комплекса школы.
• Направление учащихся на консультацию в центр психолого-педагогической помощи семье и детям.
• Использование возможностей ИДН и КДН в разрешении данной проблемы.
• Пропаганда здорового образа жизни, повышение уровня культуры учащихся.
5. Рекомендации по организации летней занятости учащихся в плане профилактики безнадзорности
• Выявление семей, ограниченных в материальных средствах.
• Помощь этим семьям в постановке на учет в службе социальной защиты населения.
• Организация бесплатного питания в школе детям из этих семей.
• Обеспечение бесплатными учебниками.
• Помощь в определении учащихся в летний оздоровительный лагерь при школе.
• Помощь в трудоустройстве учащихся в период летних каникул.
• Активизация профориентационной работы среди учащихся