Методические рекомендации классным руководителям
«Выявление детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации»
Уважаемые педагоги!
Ключевая роль в системе раннего выявления в системе семейного неблагополучия принадлежит классному руководителю.
Изучение особенностей семейного воспитания обучающихся классным руководителем осуществляется регулярно, рекомендуемая периодичность посещений несовершеннолетних на дому – 1 раз в год; чаще – при возникновении такой необходимости.
Обращаем внимание на то что посещение семей не должно носить ФОРМАЛЬНЫЙ и «МАССИРОВАННЫЙ» характер. Семьи воспитанников младшей группы, учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов, семьи вновь прибывших в класс (группу) обучающихся рекомендуется посетить до 1 ноября или не позднее 1 месяца с даты зачисления в учреждение образования; семьи, знакомство с которыми уже состоялось ранее – до 1 января.
Классному руководителю рекомендуется согласовать с законными представителями дату и время посещения. При изучении особенностей семейного воспитания несовершеннолетних, классному руководителю необходимо обратить внимание на санитарно-гигиеническое состояние жилого помещения, обеспеченность ребенка предметами первой необходимости (одежда, обувь по сезону, предметы личной гигиены, школьные принадлежности), наличие рабочего места, для сна и отдыха. Особое внимание необходимо обратить на взаимоотношения между членами семьи. Недопустимо при посещении семьи несовершеннолетних выяснение информации о размерах доходов, наличие денежных вкладов и т.п.
Результаты изучения особенностей семейного воспитания обучающихся по мере завершения плановых посещений семей необходимо рассматривать на заседаниях Совета профилактики с участием классных руководителей.
Обращаем ваше внимание, что о выявлении признаков семейного неблагополучия в ходе изучения особенностей семейного воспитания классный руководитель немедленно информирует администрацию учреждения образования.
К числу признаков, свидетельствующих о семейном неблагополучии, относятся состояние жилого помещения, представляющее опасность для жизни и здоровья ребенка (разбитые окна, вырванные розетки, провода), отсутствие света , газа, отопления (отключены за неуплату), отсутствие у ребёнка предметов первой необходимости, демонстрация жестокого неконтролируемого, агрессивного поведения законным представителем (представителями) ребёнка либо иными совершеннолетними лицами, совместно проживающими с семьей в жилом помещении и т.п.
После получения информации о семейном неблагополучии директором гимназии в течение одного рабочего дня издаётся приказ о персональном составе комиссии для обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего: представитель администрации гимназии, специалисты СППС, КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ. Срок проведения социального расследования не должен превышать 14 дней после получения информации о семейном неблагополучии.
ВАЖНО!
Классным руководителям необходимо на первых родительских собраниях обеспечить широкое информирование родителей об усилении их ответственности за воспитание и содержание своих несовершеннолетних детей, профилактики случаев насилия и жестокого обращения с детьми.