Чем можно заняться в долгожданный выходной день? Можно вдоволь отдохнуть, поваляться лишнюю минутку, почитать интересную книгу. А еще - вместе выйти из дома и провести время с пользой, посетив интересные и памятные места малой родины. А чтобы маршрут был нескучным и безопасным: предложите ребенку вместе пройтись по родному посёлку, узнать и увидеть о нем много нового и интересного. По пути маршрута предложите поиграть в словесную игру «Подбери слово». Вы называете существительное (объекты , которые будут встречаться по дороге) - ребенок подбирает подходящие по смыслу определения-прилагательные. Например, магазин (продуктовый, небольшой, одноэтажный), памятник, скамейка, река…
Подходя к перекрестку дороги, проговорите безопасные правила его перехода. Уточните у ребенка, как правильно переходить дорогу. Если вы совершаете велосипедную прогулку, лишним не будет напомнить правила катания на велосипеде, самокате. Также, заранее позаботьтесь о наличии средств защиты себе и ребенку. Помните, что самый главный пример для вашего ребенка - это вы сами. Поэтому соблюдайте правила безопасности!
А мы предлагаем вашему вниманию варианты маршрутов выходного дня.
Пешая прогулка выходного дня
«Зимняя прогулка в парк с посещением памятника воинам-освободителям – Суражское лесничество».
Задачи:
познакомить детей с памятником воинам-освободителям, находящимся в центре г.п. Сураж;
развивать интерес к лесной отрасли посредством посещения Суражского лесничества;
воспитывать бережное отношение к природе, чувство патриотизма.
Общее расстояние от учреждения образования "Суражская средняя школа имени Героя Советского Союза" до Суражского лесничества - 3 км.
По ходу маршрута вся дорога заасфальтирована.
Опасные участки по ходу маршрута:
* переход перекрестка;
* движение вдоль близко расположенной проезжей части.
Вид маршрута: пеший.
Рекомендуемый возраст ребёнка: 5-6 лет.
Продолжительность по времени: 1 час (в зависимости от интереса ребёнка и степени самочувствия).
Начальная точка маршрута – детский сад. Далее направляетесь к школе, проходите школу, доходите до перекрёстка, поворачиваете налево, проходите мост и двигаетесь в направлении центрального парка, где находится памятник воинам-освободителям. После посещения памятника следуете далее по обочине, переходите мост и двигаетесь в направлении автобусной остановки. Проходите автобусную остановку, по правой стороне будет Суражское лесничество.
Содержание беседы с ребёнком по ходу движения по маршруту
1. Спросите у ребёнка, знает ли он что-нибудь о Великой Отечественной войне.
2. Расскажите ребенку, что 22 июня 1941 года — одна из самых печальных дат в истории Беларуси, день, который нельзя забыть. В этот далёкий летний день люди занимались обычными делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девочки играли в «Дочки — матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что мирную жизнь разрушит война. На нашу Родину напали фашисты, иноземные захватчики. И люди пошли воевать — защищать свою землю. Очень многие солдаты и мирные жители погибли в ВОВ.
3. Поинтересуйтесь у ребёнка: «Что и где ты слышал о войне? Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришёл с войны? Как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, в городах и сёлах поставлены памятники).
4. Спросите у ребенка, что такое памятники? Для чего их, возводят? (Слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев, на долю которых выпало тяжёлое время войны. Памятник — это напоминание нам о тех, кто погиб на полях сражений, кто не дожил до дня Победы).
5. Спросите у ребенка: «А в Сураже есть памятники воинам ВОВ?».
Памятник воинам-освободителям
Придя к памятнику, обратите внимание ребёнка на гранитную плиту, с высеченными имена жителей Витебского района, которые не вернулись с войны, но навсегда остались в памяти потомков как герои.
Поинтересуйтесь у ребенка, знает ли он, как чтят память о погибших солдатах во время войны? (Погибших во время ВОВ людей вспоминают минутой молчания, приносят к памятникам венки, цветы).
Спросите у ребёнка, знает ли он, что такое минута молчания? Как нужно себя вести в это время? (Минута молчания — символический ритуал, во время которого нужно встать и молча почтить память о каком-либо трагическом событии и погибших в нём людях).
Предложите ребёнку почтить погибших воинов минутой молчания. Если есть возможность, можно возложить к памятнику цветы.
Призвать ребёнка никогда не забывать тех, кто отдал свои жизни, чтобы освободить нашу Родину, в том числе посёлок Сураж, от немецких захватчиков.
Суражское лесничество
После парка следуйте по описанному выше маршруту к Суражскому лесничеству, где есть беседка для отдыха. Там Вы сможете отдохнуть. Расскажите ребёнку, что такое лесничество, почему оно называется Суражское. Кто такой лесничий? Обратите внимание ребёнка, что на территории Суражского лесничества есть гаражи, где хранится техника для работы в лесу.
Возвращаясь с прогулки , рекомендуется поинтересоваться у ребёнка, что ему понравилось, хотел бы он посетить ещё какое-нибудь место в посёлке.
Можно сделать несколько фото на память о выходном дне.
Желаем вам приятно провести время!
Игры и игровые упражнения, в которые можно поиграть с ребёнком на маршруте
Игра на координацию движений «Солдат».
На одной ноге постой-ка,
Если ты солдатик стойкий.
А потом постой на правой,
Если ты солдатик бравый.
А потом постой на левой,
Если ты солдатик смелый
Стихотворения, которые можно почитать ребёнку или заучить
Спасибо Героям, спасибо Солдатам
Спасибо Героям, спасибо Солдатам,
Что мир подарили, тогда – в сорок пятом!
Вы кровью и потом добыли Победу.
Вы молоды были, сейчас – уже деды.
Мы эту Победу – вовек не забудем!
Пусть мирное солнце сияет всем людям!
Пусть счастье и радость живут на планете!
Ведь мир очень нужен – и взрослым, и детям!
(Ольга Маслова)
***Лесничий
С рассветом раньше всех встаёт,
Шагает в чащу смело.
И начинается обход –
Лесничий занят делом.
Ни браконьерам, ни ворам
Нигде не даст слабинку,
Убережёт от топара берёзку и осинку.
Пушистых ёлочек отряд
Спасёт под Новый год он.
Подкормит диких он зверей –
Вот в чём его работа.
Он охраняет лес, а с ним
И дятла, и сороку –
Им без лесничего, одним,
Пришлось бы очень плохо.
Ещё разводит грядки он,
На них же – что за диво! –
Малышка-ель, и крошка-клён,
И маленькая ива.
Он их растит, чтоб превратить
Когда-то в лес шумящий,
Чтоб нам с тобой потом бродить
В тени прохладной чащи!
(Н. Крушневицкая)
Пешая прогулка выходного дня
Музей «Сураж в годы Великой Отечественной войны»
Адрес: Витебская область, Витебский район, г.п. Сураж, ул.Партизанская 2 А.
Задачи:
познакомить детей с историей Великой Отечественной войны, полной примеров величайшего героизма и мужества людей в борьбе за свободу и независимость Родины, в том числе г.п. Сураж;
расширять кругозор детей посредством ознакомления с музейными экспонатами;
развивать способность детей к умению оценивать реальные события, учить анализировать и сравнивать;
развивать представления о правилах поведения в музеях;
воспитывать чувство гордости за защитников Родины, в том числе за М.Ф. Шмырёва.
Вид маршрута: пеший.
Рекомендуемый возраст ребёнка: 5-6 лет.
Продолжительность по времени: 1-1,5 часа (в зависимости от интереса ребёнка и степени самочувствия).
Начальная точка маршрута – дом. Вам нужно двигаться в направлении учреждения образования «Суражская средняя школа имени Героя Советского Союза М.Ф.Шмырёва». Дойти до УО, зайти в школу, подняться на 3 этаж, там находится музей «Сураж в годы Великой Отечественной войны».
Что рассмотреть с ребёнком.
Находясь в музее, обратить внимание на экспозицию, посвящённую истории Суража и его окрестностей в годы Великой Отечественной войны. На отдельный зал, посвящённый М.Ф.Шмырёву.
Что сказать (прочитать) ребёнку.
Расскажите ребенку о том, что в октябре 2023 года была проведена реставрация музея, какие и как много экспонатов хранится в музее. Нужно обратить внимание на жизнь и деятельность М.Ф.Шмырёва.
Какие вопросы задать ребёнку.
Спросите у ребенка, что ему запомнилось, понравилось в музее? Узнайте, запомнил ли он, что такое музей, для чего он нужен, какие правила поведения в музее нужно соблюдать.
В какие игры поиграть с ребёнком:
Ролевая игра “В школьном музее”
Используя сделанные в музее фотографии, можно поиграть в ролевую игру «В школьном музее», в которой ребенок будет выполнять роль экскурсовода, воспроизводя полученную информацию.
Что предложить ребенку сделать.
После прогулки предложить ребенку вылепить из пластилина то, что видели на выставке в музее (или нарисовать рисунок). Организуйте общение ребенка с другими взрослыми, детьми (родственники, соседи) для того, чтобы ребенок смог поделиться впечатлениями, закрепить и осмыслить полученную информацию.
Примерные вопросы для беседы с ребёнком на маршруте.
Что такое музей?
Для чего он нужен?
Какие правила поведения в музее нужно соблюдать?
Где находится музей?
Как он называется?
Как ты думаешь, почему музей назвали именно так?
Что тебе запомнилось, понравилось больше всего?
Назови фамилию человека, которому посвящён отдельный зал?
Кому ты предложишь побывать в музее?
Маршрут выходного дня
«Прогулка в дендропарк»
Цель: уточнить и расширить знания о дендропарке г.п.Сураж. Воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи:
Образовательные задачи:
Уточнять и расширять имеющиеся представления детей о дендропарке.
Формировать осознанно-правильное отношение к объектам природы.
Развивающие задачи:
Развивать у детей познавательный интерес к жизни дендропарка и его обитателям, используя художественное слово (пословицы, загадки, стихотворения)
Рекомендуемый возраст ребенка: 5-6 лет (старший дошкольный возраст).
Когда родители могут больше времени провести со своими детьми? Конечно, в выходные дни. Каждая семья имеет свои традиции и свой опыт проведения выходных. Многие семьи выбирают совместный отдых в развлекательных центрах, в парках культуры и отдыха, походы в театр, кинотеатр, цирк. Альтернативой для организации совместного семейного досуга может стать ближайшее природное и социальное окружение. Общение с природой, знакомство с интересными социальными и историческими объектами в том населенном пункте, где проживает семья, позволит организовать не менее интересный семейный досуг. Совместные прогулки будут способствовать развитию детского познавательного интереса и наблюдательности, формированию основ экологической культуры детей, знакомству детей и самих родителей с историей своей малой родины, воспитанию позитивного отношения к месту, где родились и живут. Правильная организация прогулок на луг, водоем, в лес, в поле, к памятнику, по улицам родного города обеспечит условия для укрепления здоровья и гармонизации детско-родительских взаимоотношений в семьях.
Ни для кого не секрет, что совместный активный отдых родителей и детей – это проявление общих взглядов, доверия, взаимопонимания. Всё это способствует созданию благоприятного климата в семье.
Осень – замечательная пора, когда целый день можно гулять на свежем воздухе. Во многих семьях существует традиция – по выходным выезжать за город, выходить в лес, в парк, к реке или к озеру. Такие прогулки очень полезны и познавательны для детей.
Мы предлагаем вам провести выходной день вместе с ребенком в увлекательной форме и совершить прогулку в наш замечательный дендропарк. Наш маршрут может быть, как пешеходный, так и велосипедный.
Содержание маршрута:
1.Знакомство детей с дендропарком:
Обратите внимание ребенка на атмосферу в дендропарке (пение птиц, поведение насекомых, на окраску деревьев и т.д.)
2.Предложите ребенку отгадать загадки про деревья:
На лесной опушке
Стоят подружки.
Платьица белёны,
Шапочки зелёны.
(Березы).
- Рассмотрите березу. Вспомните, из чего состоит дерево (корни, ствол, ветки, листья). Рассмотрите лист березы, какой он?
Все в покое, замер ветер
И деревья все молчат.
Нет, не все еще - у этих
Листья тихо шелестят. (Осины)
- Рассмотрите осину, послушайте, как шелестят листочки. Рассмотрите лист осины, какой он, чем отличается от березы.
Из деревьев ранним летом
Вдруг снежинки запорхают,
Но не радует нас это -
Мы от этого чихаем. (Тополь)
- Рассмотрите тополь, лист тополя, сравните с листьями осины и березы.
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
- Обратите внимание ребенка на ель, ведь она является одним из главных жителей наших лесов. Ель — дерево высокое, стройное, у него ствол прямой, покрыт коричневой корой. Ель похожа на пирамидку много веток, которые постепенно увеличиваются книзу. Все ветки покрыты колючими, жесткими иголками, иголки не желтеют и не опадают как у других деревьев.
Так же Вы можете взять с собой заранее приготовленные картинки с изображением деревьев или найти в интернете с помощью смартфона, а ребенок сможет сравнить, как выглядит это дерево на картинке и как вживую.
3. Расскажите правила поведения в природе:
Дендропарк – это дом, жилище животных, насекомых и растений. Мы в этом жилище – гости. А как следует вести себя гостям? Аккуратно! Ничего не ломая, не нарушая покоя его обитателей.
Мы должны соблюдать правила:
- Нельзя разводить огонь. Почему? Что может случиться с деревьями?
- Нельзя разорять гнезда птиц. Почему? Много ли времени уходит у птиц на строительство гнезда и уход за яйцами? Расстроится ли птица, если вернется домой, а там нет ее детишек?
- Нельзя разорять муравейники. Посмотрите, какие муравьи маленькие. Представьте себе, как они видят вас. Вы для них – великаны! И несмотря на то, что муравьи такие крохотные, они постоянно работают. Вот такой величины может достигать их дом – муравейник. Муравьев считают санитарами леса. Почему?
- Не обижай насекомых и животных. Почему нельзя обижать насекомых и муравьев? Почему их нельзя брать с собой? Можно ли забирать даже очень симпатичных жителей из их дома?
- Нельзя шуметь. Почему? Как воспринимают музыку животные?
- Не оставляй мусор. Почему его нельзя оставлять? Что случится, если все будут мусорить? Как отнесутся к этому звери?
- Нельзя ломать деревья, кусты, рвать траву, цветы и ягодные кусты с корнем. Почему? Вырастут ли они заново?
- Нельзя ломать ядовитые грибы. Почему? как используют их звери?
4. Можно разучить пословицы:
Растение — земли украшение.
Рощи да леса — всему краю краса.
Много леса — не губи, мало леса — береги, нет леса — посади.
Зеленый наряд радует взгляд.
5.Познакомьте ребенка со строением муравейника:
Один из главных лесных «экспонатов» — муравейник. Не обязательно его трогать — можно понаблюдать со стороны.
Подготовьте вопросы для беседы с ребенком:
- Почему муравьи не ходят поодиночке?
- Откуда у них столько сил?
- Зачем им такой большой дом?
- А есть ли у них режим дня?
Вот так, вот так, вот так, вот так.
6.Можно поиграть с ребенком:
Игра «Угадай, кто я такой?»
Один из игроков придумывает себе название животного (например, лиса), которое он должен показать без слов, только жестами, мимикой, и движениями. Второму игроку нужно догадаться, какое же это животное.
Игра с мячом «Воздух, земля, вода»
Родитель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например сорока.
Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно.
На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.
Игра «Мастера в лесу»
У детей есть с собой мешочки или корзинки, их задача – найти и собрать оригинальный материал для творчества и поделок (мох, веточки, куски коры, листья, шишки).
8. После прогулки смастерите совместно с ребенком композицию «Что я увидел в дендропарке».
Уважаемые родители!
Давайте вместе составим фотоальбом ваших замечательных прогулок!
Маршрут выходного дня «Мой родной поселок Сураж» (дом – паромная переправа – памятник Героям Великой Отечественной войны - парк -дом) (старший дошкольный возраст)
Цель: создание условий для побуждения интереса к культурно-историческому наследию нашего поселка. Привлечь родителей к совместной активной деятельности с детьми.
Задачи маршрута:
- познакомить с достопримечательностями, памятниками Суража.
- развивать эстетическое восприятия, эмоциональную отзывчивость, творческие способности детей.
- воспитывать любовь к семье, родному поселку.
Тип экскурсии: пешеходная.
Маршрут экскурсии: дом – паромная переправа через реку Западная Двина – памятник Героям Великой Отечественной войны - парк -дом.
Описание маршрута:
Выходя из дома, прочитайте ребенку стихотворение Галины Варущенковой «О родном городе»:
Есть у каждого на свете свой родимый уголок.
Для меня таким, поверьте, стал наш тихий городок.
Раньше я не понимала и печалилась порой,
Если мама после сада нас вела пешком домой.
Мы экскурсий не хотели, мы хотели на качели!
Но теперь я стала старше и проснулся интерес:
Про родной и славный город разузнать всё, наконец.
Каждый день я с нетерпеньем жду, когда пойдём гулять,
Потому что мама может обо всём мне рассказать:
Про скульптуры, монументы и про памятник Победы,
Про спортсменов, мастеров, знаменитых земляков…
Я всё-всё про город знаю, и теперь я понимаю:
Мы должны гордиться им, нашим городом родным!
Предложите ребенку вместе пройтись по родному поселку, узнать и увидеть о нем много нового и интересного.
По пути маршрута предложите поиграть в словесную игру «Подбери слово». Вы называете существительное (объекты поселка, которые будут встречаться по дороге) - ребенок подбирает подходящие по смыслу определения-прилагательные. Например, магазин (продуктовый, небольшой, одноэтажный), памятник, скамейка, …
Первый пункт нашего маршрута – паромная переправа через реку Западная Двина. Поинтересуйтесь, знает ли ребенок, правила безопасного поведения на паромной переправе. Обратите внимание ребенка на красоту реки Западная Двина.
Маршрут продолжает Памятник Героям Великой Отечественной войны. Рассмотрите памятник. Расскажите значимую информацию о нём.
Обратите внимание ребенка на цветы, лежащие у памятника. Пусть ребенок обоснует ответ на ваш вопрос - Почему люди приносят цветы к памятнику?
Ответьте на интересующие ребенка вопросы.
Отдыхая на лавочке в парке, предложите ребенку поиграть с вами в игру «Назови ласково» (например, «город-городок, дом-домик, сад-садик и т.д.)
По дороге домой предложите ребенку почитать вывески зданий, названия улиц. Можно поиграть в игры «Назови номер дома», «Посчитай этажи». Дети с удовольствием будут демонстрировать вам свои математические знания. Поощряйте правильные ответы ребенка.
После прогулки не забудьте поинтересоваться у ребенка дома:
- Что тебе понравилось и запомнилось на прогулке по поселку?
- Где бы ты хотел побывать?
- Куда бы ты хотел вернуться?
Предложите ребенку вместе нарисовать, слепить или сделать аппликацию увиденного на прогулке.
Фотографии оформите на память в семейный фотоколлаж «Прогулка по поселку Сураж».