Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Руководитель физического воспитания

Дата: 17 января 2022 в 10:20, Обновлено 29 сентября 2023 в 11:33
Автор: Щукина А. И.

Консультация для родителей

Роль подвижных игр на занятиях по физической культуре

«Кажется, чего легче, как вести игру, – а между тем это самое трудное дело, и очень редко приходится встречать руководителя, стоящего на уровне своего положения»

П. Ф. Лесгафт

Подвижные игры – важное средство воспитания, одно из самых любимых и полезных занятий учащихся. В их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых учащиеся преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной, цели. Подвижные игры являются лучшим средством активного отдыха после напряженной умственной работы.

Игровая деятельность развивает и укрепляет основные группы мышц и тем самым способствует улучшению здоровья. Движение, входящие в подвижные игры, по своему содержанию и форме очень просты, естественны, понятны и доступны восприятию и выполнению. В играх занимающиеся упражняются в ходьбе, беге, прыжках, метании и незаметно для самих себя овладевают навыком основных движений. Улучшается общая координация движений, развивается способность целенаправленно владеть своим телом в соответствии с задачей и правилами игры. Приобретенный двигательный опыт и хорошая физическая подготовка создают необходимые предпосылки для последующей спортивной деятельности.

Ценность подвижных игр в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в быстро изменяющихся в условиях.

Содержание игр обогащает представление и активизирует наблюдательность, мышление и внимание, развивает память, сообразительность и воображение Игровая деятельность всегда связана с решением определенных задач, выполнением определенных обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.

Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие учащихся трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение учащихся к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.

Игра поможет учителю сплотить класс включить в активную деятельность учащихся замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, учащиеся приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. Игра для учащихся – важное средство самовыражения, проба сил.

В играх учитель может лучше узнать своих учеников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволить ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из учащихся и, что тоже очень важно, игры сближают учителя с учениками, помогают установить с ними более тесный контакт. Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, подражательные, музыкальные, дидактические, познавательные и другие. Все они нужны и по-своему полезны учащимся, все должны быть использованы учителем в работе. Но особое место среди них занимают подвижные игры. Как показали специальные исследование, 85% времени бодрствования ученики проводят в сидячем положении, а это пагубно сказывается на их здоровье.

Подвижные игры – самое лучшее лекарство для учащихся от двигательного «голода» – гиподинамии. Многие из них существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. Время вносит изменения в сюжеты некоторых игр, наполняет их новым содержанием, отражающим современную жизнь. Игры обогащаются, совершенствуются, создается множество усложненных вариантов, но их двигательная основа остается неизменной. Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазанье, метание, бросание, и ловлю, упражнение с предметами – и потому являются самым универсальным и незаменимым средством физического воспитания учащихся.

Характерной чертой подвижных игр является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создает большие возможности для правления инициативы и творчества. Подвижные игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер. Играя, ученик испытывает радость от напряжения физических и умственных сил, необходимых для достижения успеха. У учителя есть большие возможности научить учеников многим играм, привить любовь к ним, добиться того, чтобы они прочно вошли в детский быт. Для этого создаются необходимые условия, расписанием предусматривается специальное время.

Не следует, однако, занятие или урок играми ограничивать только этим временем. Игра должна органически войти в жизнь каждого детского коллектива, умело сочетаться с другими видами деятельности. Она уместна во многих случаях. Если ученики устали от занятий или урока и им нужна разрядка, если расшалились и их надо успокоить, если надо сделать интересным какое – то задание, трудовой процесс – в этих и во многих других случаях игра может быть незаменимым помощником учителя. Знание игр необходимо каждому учителю. Учителю надо постоянно уделять внимание изучению игр, помогать друг другу. Как известно, ученики – самые лучшие распространители и пропагандисты игр. Как выбрать игры? При выборе игры нужно учесть:

• возраст играющих;

• помещение для игр;

• игры на воздухе (зависят от времени года и погоды, также учесть надо число участников и выбрать соответствующий инвентарь.)

Выбор игры зависит и от рода занятий детей до начала и окончания игр. Если дети долго сидели, занимались умственным трудом, им необходима разрядка. Нужны игры с бегом, прыжками, метанием и ловлей мяча или другими движениями.

Игра с давних пор составляла неотъемлемую часть жизни человека, использовалась с целью воспитания и физического развития. Время изменяло игру, что-то забывалась, что–то возникало вновь, но отказаться от игры невозможно, потому что нельзя уничтожить живую потребность в игре.

Игры являются одним из самых распространенных средств физического воспитания и представляют собой сознательную, активную и инициативную на достижение условной цели, добровольно установленной играющими. Игры отличаются большой эмоциональностью, поскольку в них всегда имеются широкие возможности для проявления личных качеств, инициативы.

Игры доставляют удовольствие, создают хорошее настроение, содействуют укреплению дружбы, взаимопомощи. Регулярное проведение игр в процессе физического воспитания детей способствует формированию у них основных двигательных навыков, развитию быстроты, ловкости, силы и выносливости, улучшает деятельность их организма, увеличивает работоспособность и укрепляет здоровье. Играя, дети познают значение честного и добросовестного выполнения правил игры, что имеет важное значение не только для отдельного игрока, но и для команды или коллектива в целом здесь познается необходимость дружных, совместных действии для достижения общих целей. Это в свою очередь способствует воспитанию у детей чувства коллективизма и товарищества.

Осложнения, вводимые в различные игры, преодоление встречающихся трудностей и применение в связи с этим наиболее рациональных действий и приемов, а также широкое использование ранее усвоенных двигательных навыков воспитывает у детей стойкость, смелость и умение преодолевать трудности.

Проводимые игры всегда должны соответствовать возрасту и подготовленности играющих, быть доступными, простыми по содержанию легко объяснимыми, интересными и увлекательными. Комплекс игр составляется так, чтобы в нем была игры с различным содержанием и нагрузкой и чтобы эти игры правильно чередовались. В одно занятие вводятся игры спокойные и игры с большой подвижностью. При этом наиболее подвижные игры проводятся в середине занятия, а игры с пением – в конце его.

Детская игра полностью удовлетворяет природное состояние ребенка его потребность в жизнерадостных движениях. Ознакомлении с окружающей средой непосредственно через, приобретении трудовых навыков в интересных видах движений и. т. д.

Игра – всегда инициатива, фантазия, творчество, круговорот эмоций. В ней всегда много веселых неожиданностей, обыденное явление становится необычным, сказочным, чудным. Игра имеет чрезвычайное значение в жизни ребенка – «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». (Макаренко С.).

Таким образом, воспитание ребенка происходит, прежде всего, в мире. Поэтому умение адекватно использовать игры, правильно их организовывать имеет исключительное значение. Подвижные игры используются не только как средство повышения двигательной активности детей, совершенствования умений и навыков, развития двигательных качеств, но и в качестве формы развития детских, наклонностей и природных задатков ребенка. В играх у детей развивается инициатива, организаторские способности, самостоятельность, умение выдумать, дисциплинированность (соблюдение правил игры, уважение сопернику, подчинение личного успеха интересу коллектива).

Бесспорная значимость подвижных игр в жизни ребенка, его развитии предполагает и эффективное использование посредством четкой и целенаправленно построенной, методически правильной организации физического воспитания. Четко рассказывать содержание игры, постараться быть эмоциональным. Через мимику и жест, выразительно объяснять и интонацией передать суть действий. Ознакомление должно быть кратким, точным, не отвлекаясь на замечания. Выделяйте игровые правила и сигнал, указывая месторасположение играющих и игровых атрибутов.

Так как я работаю учителем физкультуры в начальных классах я использую соревновательный метод. Одним из безусловных факторов привлекательности игр элемент соревнования. Даже таких простых играх, как «Пустое место» или «Лишний», уже имеются ясно выраженные стремления играющих к победе: быстрее в круг, догнать партнера или успеть убежать от него.

Играя, дети удовлетворяют свойственную им потребность в движениях.

Игра может применяться во всех возрастных группах. Искусство учителя заключается в том, с каждым разом усложнять игру, вносить новое содержание. Только в этом случае игры будут иметь успех, способствовать укреплению здоровья и физическому развитию школьников.

Таким образом одной из ценнейших сторон подвижных игр является их массовость и комплексное воздействие на физическую подготовленность детей и подростков. Подвижные игры способствуют функциональному совершенствованию организма, развитию физических качеств и формированию двигательных умений и навыков.

     Будьте здоровы и всегда помните слова Сократа: «Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто».

Руководитель физического воспитания Азарченко С.П.

сентябрь 2023 год

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.