ФОРМЫ АНАЛИЗА И САМОАНАЛИЗА УРОКА
1 - краткий (оценочный) анализ - это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации;
2 - структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся;
3 - системный анализ - это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения;
4 - полный - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативности урока;
5 - структурно-временной анализ - это оценка использования времени урока по каждому его этапу;
6 - комбинированный анализ - это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов;
7 - психологический анализ - это изучение выполнения психологических требований к уроку(обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа);
8 - дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.);
9 - аспектный анализ - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся. Примеры аспектов урока:
· реализация учителем триединой задачи урока;
· использование развивающих методов на уроке;
· изучение способов активизации познавательной деятельности учащихся;
· пути развития познавательного интереса;
· формирование общеучебных методов и навыков у школьников;
· проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся;
· организация проблемного обучения на уроке и т.п.;
10 - комплексный анализ - это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков).
Примерная схема комплексного анализа современного урока
(схему можно использовать и для самоанализа):
· готовность учителя и учащихся к уроку (внешняя);
· внутренняя, психологическая готовность учащихся к уроку;
· организационные действия учителя (при необходимости);
· планирование учителем и сообщение учащимся образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;
· какие методы проблемного обучения использовались учителем (поисковые, исследовательские, проблемное изложение);
· применение проблемных методов в учении школьников;
· соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся;
· объем и характер самостоятельных работ учащихся и соотношение репродуктивных и продуктивных самостоятельных работ;
· учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны ближайшего их развития;
· подходы к повышению у учащихся положительной мотивации учения;
· постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, показ их разрешения;
· владение учителем способами создания проблемных ситуаций;
· соблюдение правил постановки учебной проблемы;
· использование учебника, соотношение репродуктивной и частично поисковой работы с ним;
· соответствие подбора наглядных пособий требованию проблемного обучения;
· формирование специальных и общих учебных умений учащихся;
· наличие у учащихся познавательных умений: формулировка проблемы, выдвижение и обоснование гипотезы, нахождение путей доказательства (опровержения) гипотезы, проверка правильности ее решения;
· умения учащихся осуществлять логические операции;
· развитие познавательных способностей учащихся на каждом этапе урока (что это доказывает);
· затруднения возникшие у учащихся всего класса, у отдельных школьников, их причины, как они были устранены;
· соблюдение требований проблемно - развивающего обучения к домашней работе учащихся: какие задания были предложены (на продолжение исследования, начатого на уроке, решение новой, нетиповой задачи, на актуализацию опорных знаний и умений, на применение знаний и умений в новой ситуации, на самостоятельное теоретическое осмысление);
· учет учителем индивидуальных особенностей, способностей и подготовленности учащихся и предложение дифференцированных заданий;
· что дал урок для развития у учащихся воли, интеллекта, эмоций, познавательных интересов, речи, памяти, самостоятельности мышления.
· общая результативность урока.
ДРУГИЕ ВАРИАНТЫ АНАЛИЗА
1 вар. Самоанализ конкурсного урока
Самоанализ урока может включать ответы на следующие вопросы:
1. Является ли Ваш урок отражением Вашего педагогического кредо? Если да, то в чём оно заключается?
2. Чем определялся Ваш выбор содержания (темы) урока и технологии его проведения?
3. Какие средства и приёмы, использованные на данном уроке, оказались, на Ваш взгляд, наиболее эффективными? Почему Вы так считаете?
4. Что удалось или не удалось реализовать из задуманного Вами? Почему?
5. Считаете ли Вы, что в этом уроке нужно было бы что-то изменить? Если да, то, что именно и почему?
2 вар. Самоанализ урока |
|
Класс: |
Это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.
Основные требования к анализу урока учителем:
- цель и задача анализа темы;
- знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций;
- умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок;
- характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке;
- обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;
- обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств;
- психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке;
- оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока;
- выполнение намеченных задач урока;
- оценка педагогической целесообразности действий и фактов на уроке;
- умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их;
- удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами);
- намечаемые меры по устранению недостатков.
4 вар. Самоанализ урока
1. Оценка общей структуры урока.
К какому типу урока может быть отнесен данный урок? Каково место урока в теме, разделе, курсе? Четко ли выделены элементы урока данного типа и правильно ли определена дозировка времени, отводимая на каждую часть урока?
2. Реализация основной дидактической цели урока.
Все ли требования программы по данной теме (вопросу) получили отражение в уроке? Насколько активны были учащиеся при ознакомлении с новым материалом (восприятие, понимание, пробуждение познавательного интереса)? Верно ли продумана методика решения отдельных “блоков” нового материала?
Как и что следовало изменить в изучении нового материала и почему?
Имела ли место организация первичного, сопутствующего закрепления (в процессе ознакомления с новым, на специально выделенном этапе урока)? Как осуществлялась проверка качества знаний, умений и навыков учащихся (каким был охват учащихся, принцип вызова и т.п.)?
3. Осуществление развития учащихся в процессе обучения.
Имело ли место вовлечение учащихся в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация)? Осуществлялись ли внутрипредметные и межпредметные связи? Были ли использованы средства развития творческого мышления? Сообщалась ли на уроке какая-либо информация для общего развития? Имело ли место эстетическое развитие учащихся?
4. Воспитание в процессе урока.
Были ли полностью использованы воспитательные возможности содержания учебного материала? Какая работа велась по формированию мировоззрения? Как была обеспечена на уроке связь обучения с жизнью? Были ли использованы воспитательные возможности оценки знаний? Каково было воспитательное воздействие личности самого учителя?
5. Соблюдение основных принципов дидактики.
Правильно ли была организована деятельность учителя и деятельность учащихся с позиции реализации принципов обучения?
6. Выбор методов обучения.
Соблюдались ли общие требования к выбору методов обучения (в зависимости от общей целевой направленности, дидактической цели, специфики учебного материала, предмета, возраста и индивидуальных особенностей учащихся и т.п.)?
7. Работа учителя на уроке.
Какие виды деятельности учителя имели место на уроке и в каком соотношении (речевая деятельность, слушание, записывание, помощь учащимся и др.)? Был ли достигнут контакт с классом.
8. Работа учащихся на уроке.
Какой была активность учащихся на разных этапах урока? Какими были виды деятельности учащихся на уроке? Обращалось ли внимание на культуру труда? Какая дисциплина была на уроке и почему?
9. Гигиенические условия урока.
Достаточна освещенность классной комнаты: Сидят ли учащиеся с учетом их здоровья, роста, успеваемости? Удачно ли составлено расписание?
Представленная в статье комплексная схема урока позволяет проанализировать выполнение учителем различных дидактических принципов, степень учета педагогом психологических аспектов и целесообразность использования им тех или иных методов обучения, организаторскую деятельность учителя и учебно-познавательную деятельность учащихся. Она может использоваться как в полном объеме, так и частично для оценки указанных выше аспектов.
Схема комплексного психолого-педагогического анализа урока
Выполнение дидактических принципов обучения
1. Принцип научности
а) соблюдена логика изложения учебного материала;
б) содержание учебного материала не содержит фактических ошибок, соответствует развитию современных научных знаний;
в) в процессе изложения учитель не обходит научные проблемы, спорные вопросы, освещаются перспективы развития научных знаний.
2. Принцип проблемности
а) учитель использует проблемное изложение учебного материала;
б) на уроке проводится поиск решения учебной задачи совместно с учителем;
в) в ходе занятия учащиеся ищут решение учебной задачи самостоятельно.
3. Принцип наглядности
а) при обучении соблюдается мера в наглядном представлении изучаемого материала, не теряется главное его содержание;
б) наблюдения учеников систематизированы, соотношение причин и следствий могут быть ими установлены;
в) речь учителя информативна, выразительна, понятна.
4. Принцип активности и сознательности
а) всем участникам учебного процесса понятны цели и задачи предстоящей работы;
б) хорошо налажено взаимообучение, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно;
в) учение опирается не на авторитет учителя, а на доказательства и логику.
5. Принцип доступности
а) на уроке выполняется правило постепенного усложнения учебного материала;
б) на учебном занятии используются те методы обучения, которые соответствуют данному возрасту детей и их развитию;
в) при первичном знакомстве с новым материалом изучается главное, а в дальнейшем вводятся новые факты, расширяются и углубляются знания.
6. Принцип систематичности и последовательности
а) структура урока хорошо продумана учителем; не оставляется без внимания ни один вопрос;
б) обеспечивается преемственность обучения;
в) реализуется логика формирования теоретических знаний: объект изучения-теория-инструментарий-следствия-границы применения знаний.
7. Принцип завершенности обучения
а) применяемые методы обучения соответствуют его содержанию;
б) переход от первого уровня усвоения знаний ко второму и третьему осуществляется с обязательной фиксацией факта усвоения;
в) применяются аналогии, сравнения, сопоставления, противопоставления.
8. Принцип развития учебной деятельности
а) степень осознания учеником познавательной задачи, актуализации мотивов ее решения;
б) степень восприятия и понимания новой информации;
в) вхождение ученика в «зону ближайшего развития» и перенос освоенных способов деятельности в новые условия.
9. Принцип воспитательного воздействия урока
а) положительное влияние профессиональных, личностных, харизматических качеств учителя;
б) требования учителя не вызывают негативной реакции у учеников, в течение урока доминируют и развиваются положительные чувства и эмоции;
в) на всех этапах урока эффективно организована учебно-познавательная деятельность учащихся.
Учет психологических аспектов обучения
1. Организация внимания учащихся
а) учитель способен мобилизовать внимание учащихся различными способами:
• через прямое требование;
• связывая изучаемый материал с жизнью школьников;
• с помощью использования занимательной информации и проблемных ситуаций;
б) учитель умеет поддержать и развить внимание через четкую организацию урока, его темп, динамику, разнообразие видов работы, самостоятельную умственную деятельность учащихся и их поощрение.
2. Использование различных видов памяти
а) на уроке создаются условия для успешного запоминания и предупреждения забывания учебного материала: изучение материала с различных точек зрения, его смысловая и логическая группировка;
б) используются на уроке ситуации, во время которых «включаются» различные виды памяти (моторная, образная, словесно-логическая, эмоциональная).
3. Развитие мышления
а) ставятся учебные задачи, требующие осмысления, объяснения, доказательства;
б) учитель добивается от ученика овладения приемами самоконтроля и самоанализа ошибок.
Целесообразность примененных методов обучения
1. Объяснительно-иллюстративные методы обучения
а) применение объяснительно-иллюстративных методов при объяснении нового и объемного материала в ходе рассказа учителя, его беседы с классом, чтения учениками учебника или дополнительной литературы, показа видеофильма;
б) резюмирование и краткое изложение учителем законченного фрагмента учебного материала, обобщение выводов по теме беседы;
в) предъявление учащимся готового плана изложения нового материала, переформулирование вопросов, облегчающих понимание учениками их смысла, инструктаж по выполнению учебных действий.
2. Репродуктивные методы
а) применение для воспроизведения знаний по образцу, правилу, с опорой на схему или алгоритм;
б) воспроизведение уже изученного материала, для заполнения схем и таблиц, раскодирования алгоритма, описания объекта;
в) приведение учащимися собственных примеров, подтверждающих правило, свойство, закон.
3. Частично-поисковые и исследовательские методы обучения
а) для организации творческой деятельности учащихся применялись: выдвижение и аргументация гипотез, поиск «скрытых» звеньев рассуждения, выбор правильного пути решения, поиск ошибок в «якобы» правильных рассуждениях;
б) организация наблюдений для постановки исследовательской проблемы самими учащимися, для вычленения сущности явления;
в) самостоятельное решение нестандартных заданий и задач повышенной трудности, составление учащимися аналогичных заданий.
Организационная деятельность учителя на уроке
1. Готовность учителя к уроку
а) классная доска содержит необходимые для урока записи;
б) подготовлены нужные наглядные пособия и оборудование;
в) учителем разработана тактика проведения урока на основании его целей и задач.
2. Целевая установка урока
а) учитель может сформулировать цели и задачи урока в соответствии с местом урока в образовательном процессе и особенностями класса;
б) учитель способен донести до учеников цели и задачи урока на доступном для их понимания языке.
3. Эстетика учебного труда
а) выполнение санитарно-гигиенических правил при организации образовательного процесса: освещение, вентиляция, посадка детей в классе;
б) соблюдение техники безопасности и требований по сохранению здоровья учащихся;
в) выполнение режима двигательной активности учащихся на уроке.
4. Индивидуальная работа с учащимися
а) на уроке наблюдается пассивная работа учителя с учеником в виде предложения выполнять индивидуальное задание самостоятельно;
б) учитель активно работает с одним учеником или группой учащихся;
в) учитель организует обучение при помощи особых методических приемов, позволяющих индивидуально работать с большинством учащихся.
5. Мотивация учебной деятельности учащихся
а) за счет четкой организации учебной деятельности;
б) эмоциональное поощрение и похвала учеников как стимуляция их работы в ситуации «здесь и теперь»;
в) выставление отметок с учетом нормативов и их стимулирующей функции.
6. Рациональное использование времени на уроке
а) классическое распределение времени на комбинированном уроке (опрос, объяснение нового материала, закрепление, инструктаж по выполнению домашнего задания);
б) потери времени с точки зрения разумности и смысла происходящего в контексте нетрадиционного урока;
в) занятость учащихся учебно-познавательной деятельностью в течение всего урока.
7. Характер общения учителя с учениками
а) наблюдается авторитарность и подавление личности ребенка непререкаемым авторитетом учителя, положение «над» детьми;
б) сотрудничество и взаимопонимание, помощь и поддержка в отношениях между педагогом и учениками, положение учителя «вместе» с детьми;
в) заискивание перед детьми, неумение учителя владеть ситуацией, управлять учебно-воспитательным процессом на уроке, положение «под» детьми.
Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке
1. Готовность учащихся к уроку
а) организация рабочего места, необходимых для проведения урока инструментов и материалов;
б) готовность учащихся отвечать на поставленные вопросы в течение всего урока;
в) умение учиться с оптимальной работоспособностью.
2. Внешние проявления умений и навыков на уроке
а) грамотные и полные ответы учащихся у доски и с места;
б) демонстрация практических умений в предметной деятельности;
в) качество письменных ответов учащихся.
3. Самостоятельная учебная деятельность
а) выполнение заданий «с опережением», «на удачу», повышенной трудности по собственному желанию;
б) умение самостоятельно выполнить предложенные учителем задания;
в) проявления инициативы при организации образовательного процесса, принятие организаторских функций учителя на себя или регулирование этого процесса с целью улучшения его эффективности.
4. Самоконтроль (взаимоконтроль) и самооценка (взаимооценка)
а) для самооценки и самоконтроля используются привычные нормативы и приемы, используемые на каждом уроке;
б) учащимся предлагается оценить работу друг друга без предъявления эталона решения учебной задачи, но с учетом обоюдного согласия;
в) на уроке появляется необходимость самим ученикам дать оценку деятельности товарища и обосновать свое решение.
5. Межличностное взаимодействие (парная и групповая работа)
а) осознание и реализация общей цели;
б) установление коммуникации и взаимопонимания, диктуемые характером включения учащихся в их совместную деятельность;
в) взаимоконтроль и рефлексия, через которую устанавливается адекватная коррекция совместной деятельности.
6. Развитие устной и письменной речи
а) на уроке преобладают монологические или коллективные, «хоровые» ответы;
б) коррекция речи осуществляется самим учителем или к этому привлекаются ученики;
в) процесс формирования лексического запаса слов данной предметной области.