В ПАМЯТНИКАХ - ПАМЯТЬ
«По местам памяти героев, погибших во время войны»
Месторасположение: г.Сураж, улица Мира, в 560 м от детского сада (улица Красноармейская,37)
Цель – познакомить детей с памятником, погибшим героям в Великой Отечественной войне.
Задачи:
- расширить представление детей о воинах-защитниках;
- прививать уважение к памяти павших бойцов, воспитывать патриотические чувства.
Информационная справка.
Объект маршрута – Памятник 17 неизвестным воинам Красной Армии, погибшим при освобождении Суражской земли в годы Великой Отечественной войны.
В базе данных (едином реестре) братская могила числится под номером 4467.
Памятник в современном виде установлен в 2022 году. Место памяти воинам благоустроено, в ночное время подсвечивается фонарями.
В памятные даты – 9 мая, 3 июля, к памятнику возлагаются венки и цветы.
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РОДНОЙ ПРИРОДЫ
Маршрут выходного дня
«Прогулка в дендропарк»
Цель: уточнить и расширить знания о дендропарке г.п.Сураж. Воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи:
Образовательные задачи:
Уточнять и расширять имеющиеся представления детей о дендропарке.
Формировать осознанно-правильное отношение к объектам природы.
Развивающие задачи:
Развивать у детей познавательный интерес к жизни дендропарка и его обитателям, используя художественное слово (пословицы, загадки, стихотворения)
Рекомендуемый возраст ребенка: 5-6 лет (старший дошкольный возраст).
Когда родители могут больше времени провести со своими детьми? Конечно, в выходные дни. Каждая семья имеет свои традиции и свой опыт проведения выходных. Многие семьи выбирают совместный отдых в развлекательных центрах, в парках культуры и отдыха, походы в театр, кинотеатр, цирк. Альтернативой для организации совместного семейного досуга может стать ближайшее природное и социальное окружение. Общение с природой, знакомство с интересными социальными и историческими объектами в том населенном пункте, где проживает семья, позволит организовать не менее интересный семейный досуг. Совместные прогулки будут способствовать развитию детского познавательного интереса и наблюдательности, формированию основ экологической культуры детей, знакомству детей и самих родителей с историей своей малой родины, воспитанию позитивного отношения к месту, где родились и живут. Правильная организация прогулок на луг, водоем, в лес, в поле, к памятнику, по улицам родного города обеспечит условия для укрепления здоровья и гармонизации детско-родительских взаимоотношений в семьях.
Ни для кого не секрет, что совместный активный отдых родителей и детей – это проявление общих взглядов, доверия, взаимопонимания. Всё это способствует созданию благоприятного климата в семье.
Осень – замечательная пора, когда целый день можно гулять на свежем воздухе. Во многих семьях существует традиция – по выходным выезжать за город, выходить в лес, в парк, к реке или к озеру. Такие прогулки очень полезны и познавательны для детей.
Мы предлагаем вам провести выходной день вместе с ребенком в увлекательной форме и совершить прогулку в наш замечательный дендропарк. Наш маршрут может быть, как пешеходный, так и велосипедный.
Содержание маршрута:
1.Знакомство детей с дендропарком:
Обратите внимание ребенка на атмосферу в дендропарке (пение птиц, поведение насекомых, на окраску деревьев и т.д.)
2.Предложите ребенку отгадать загадки про деревья:
На лесной опушке
Стоят подружки.
Платьица белёны,
Шапочки зелёны.
(Березы).
- Рассмотрите березу. Вспомните, из чего состоит дерево (корни, ствол, ветки, листья). Рассмотрите лист березы, какой он?
Все в покое, замер ветер
И деревья все молчат.
Нет, не все еще - у этих
Листья тихо шелестят. (Осины)
- Рассмотрите осину, послушайте, как шелестят листочки. Рассмотрите лист осины, какой он, чем отличается от березы.
Из деревьев ранним летом
Вдруг снежинки запорхают,
Но не радует нас это -
Мы от этого чихаем. (Тополь)
- Рассмотрите тополь, лист тополя, сравните с листьями осины и березы.
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
- Обратите внимание ребенка на ель, ведь она является одним из главных жителей наших лесов. Ель — дерево высокое, стройное, у него ствол прямой, покрыт коричневой корой. Ель похожа на пирамидку много веток, которые постепенно увеличиваются книзу. Все ветки покрыты колючими, жесткими иголками, иголки не желтеют и не опадают как у других деревьев.
Так же Вы можете взять с собой заранее приготовленные картинки с изображением деревьев или найти в интернете с помощью смартфона, а ребенок сможет сравнить, как выглядит это дерево на картинке и как вживую.
3. Расскажите правила поведения в природе:
Дендропарк – это дом, жилище животных, насекомых и растений. Мы в этом жилище – гости. А как следует вести себя гостям? Аккуратно! Ничего не ломая, не нарушая покоя его обитателей.
Мы должны соблюдать правила:
- Нельзя разводить огонь. Почему? Что может случиться с деревьями?
- Нельзя разорять гнезда птиц. Почему? Много ли времени уходит у птиц на строительство гнезда и уход за яйцами? Расстроится ли птица, если вернется домой, а там нет ее детишек?
- Нельзя разорять муравейники. Посмотрите, какие муравьи маленькие. Представьте себе, как они видят вас. Вы для них – великаны! И несмотря на то, что муравьи такие крохотные, они постоянно работают. Вот такой величины может достигать их дом – муравейник. Муравьев считают санитарами леса. Почему?
- Не обижай насекомых и животных. Почему нельзя обижать насекомых и муравьев? Почему их нельзя брать с собой? Можно ли забирать даже очень симпатичных жителей из их дома?
- Нельзя шуметь. Почему? Как воспринимают музыку животные?
- Не оставляй мусор. Почему его нельзя оставлять? Что случится, если все будут мусорить? Как отнесутся к этому звери?
- Нельзя ломать деревья, кусты, рвать траву, цветы и ягодные кусты с корнем. Почему? Вырастут ли они заново?
- Нельзя ломать ядовитые грибы. Почему? как используют их звери?
4. Можно разучить пословицы:
Растение — земли украшение.
Рощи да леса — всему краю краса.
Много леса — не губи, мало леса — береги, нет леса — посади.
Зеленый наряд радует взгляд.
5.Познакомьте ребенка со строением муравейника:
Один из главных лесных «экспонатов» — муравейник. Не обязательно его трогать — можно понаблюдать со стороны.
Подготовьте вопросы для беседы с ребенком:
- Почему муравьи не ходят поодиночке?
- Откуда у них столько сил?
- Зачем им такой большой дом?
- А есть ли у них режим дня?
Вот так, вот так, вот так, вот так.
6.Можно поиграть с ребенком:
Игра «Угадай, кто я такой?»
Один из игроков придумывает себе название животного (например, лиса), которое он должен показать без слов, только жестами, мимикой, и движениями. Второму игроку нужно догадаться, какое же это животное.
Игра с мячом «Воздух, земля, вода»
Родитель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например сорока.
Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно.
На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.
Игра «Мастера в лесу»
У детей есть с собой мешочки или корзинки, их задача – найти и собрать оригинальный материал для творчества и поделок (мох, веточки, куски коры, листья, шишки).
8. После прогулки смастерите совместно с ребенком композицию «Что я увидел в дендропарке».
Уважаемые родители!
Давайте вместе составим фотоальбом ваших замечательных прогулок!
«Что растет в Суражском дендропарке»
Месторасположение: г.п. Сураж, конец улицы Велижская, дорога Р-112 Сураж-Бригитполье, в 3 км от детского сада (улица Красноармеская,37)
Цель – знакомить с сообществом растений, насекомых и животных Суражского дендропарка.
Задачи:
- формировать у детей представление о том, что дендропарк это сообщество растений, насекомых и животных;
- воспитывать экологическую культуру;
- продолжить знакомить с названиями деревьев и кустарников дендропарка;
- закрепить умение различать хвойные и лиственные деревья;
-закрепить умение различать деревья и кустарники по строению;
- развивать эстетические чувства по отношению к природе.
Информационная справка.
Объект маршрута – дендропарк Суражского лесхоза, расположен в конце улицы Велижская, дорога Сураж- Бригтполье, Р-112.
Дендропарк заложен в 2000 году.
Общая площадь - 3.2 га.
Количество деревьев - 838 штук, кустарников – 63 штуки.
Породный состав - ель, сосна, берёза, клён, липа, вяз, орех и другие виды.
На территории дендропарка располагаются 3 искусственных водоёма. Рядом протекает река Западная Двина.
В дендропарке красиво в любу пору года, в парке организованы места для отдыха: беседка, скамейки.
Дендропарк является сообществом растений, насекомых, животных и требует к себе бережного и заботливого отношения.
ОТКРЫВАЕМ АГРОМИР
«Сельскохозяйственные машины агрокомплекса «Имени Шмырёва»
Месторасположение: аг.Шапурово, улица Шоссейная, дом 8.
Цель: познакомить с техникой агрокомплекса «Имени Шмырёва», её назначением.
Задачи:
- изучить, какая сельскохозяйственная техника есть на агрокомплексе, определить виды тракторов, их назначение;
- способствовать развитию интереса дошкольников к сельскохозяйственной технике;
- содействовать воспитанию уважения к труду взрослых.
Информационная справка.
Объект маршрута – машинный двор агрокомплекса «Имени Шмырёва». Он находится в начале агрогородка Шапурово, с левой стороны. На территории машинного двора есть сельскохозяйственная техника: трактора «Беларусы», «Кировцы», машины «МАЗы», комбайны «Полесье».
К тракторам имеется прицепное оборудование: косилки, плуги, опрыскиватели, окучники, бороны, культиваторы. Техника и прицепное оборудование используются для посева зерновых культур, обработки почвы и сбора урожая. Трактора пашут земли, засевают сельскохозяйственные культуры, обрабатывают посевы, комбайны убирают урожай, а машины «МАЗ» отвозят собранный урожай. Если техника сломалась, её починят в мехмастерских работники агрокомплекса.
Техникой управляют рабочие агрокомплекса, они трудятся с самого утра до позднего вечера, чтобы собрать в поле урожай. Труд рабочего в поле сложный, нужный, поэтому к труду людей нужно относиться с уважением.