Приложение
к приказу директора Суражской средней школы
24.11.2023 № 1-28/206-од
ПОЛОЖЕНИЕ
о профессиональной и корпоративной этике
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Положение о профессиональной и корпоративной этике (далее – Положение) разработано на основе общепринятых принципов и норм международного права, законодательства Республики Беларусь, обычаев делового общения, нравственно-этических ценностей сложившихся в обществе.
Положение регламентирует общие правила поведения в профессиональной, производственной и служебной деятельности работников государственного учреждения образования «Суражская средняя школа имени Героя Советского Союза М.Ф.Шмырёва» (далее – Суражская средняя школа), которыми руководствуются работники независимо от занимаемой должности (профессии).
2. Положение определяет основные нормы и правила индивидуального и коллективного поведения работников Суражской средней школы, закрепляет принципы внутрикорпоративного поведения, социальной ответственности, определяет правила взаимодействия работников со всеми гражданами, индивидуальными предпринимателями, вступающими во взаимодействие с Суражской средней школой, в том числе представителями государственных органов и организаций, средств массовой информации.
3. Нормы Положения соблюдаются работниками Суражской средней школы не только в рабочее время, но и во время внерабочих мероприятий, если они затрагивают интересы Суражской средней школы или, если работник воспринимается третьими лицами в качестве представителя Суражской средней школы.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
4. Целью Положения является формирование единой поведенческой и морально-этической концепции для работников Суражской средней школы, закрепление норм и правил их поведения в процессе служебной деятельности, формирование корпоративной культуры и положительного имиджа Суражской средней школы, повышение престижа занимаемой должности (профессии), формирование общих идеологических целей и ценностей у работников, коллективной ответственности за эффективность их работы и работы Суражской средней школы в целом.
5. Задачами Положения является:
определение основных принципов профессионального и корпоративного поведения работников Суражской средней школы;
определение правил внутренних отношений в Суражской средней школе, а также отношений с гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами, государственными органами и средствами массовой информации;
определение стандарта поведения в коллективе;
создание единой корпоративной культуры, атмосферы доверия и взаимоуважения между коллегами;
мотивация правильного поведения работника как одной из факторов, определяющих шансы на их успех в служебной (профессиональной) деятельности.
III. ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И КОРПОРАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
6. Основными принципами профессионального и корпоративного поведения является:
профессиональная солидарность и корпоративность, основанная на честности и порядочности, взаимоуважении;
особое понимание долга и чести;
конфиденциальность;
безупречное поведение;
особая форма ответственности, обусловленная трудовой и исполнительской дисциплиной.
IV. КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА: СЛУЖЕБНЫЙ, КОРПОРАТИВНЫЙ И ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ
7. Корпоративная культура формируется на основе ответственности, профессионализма, взаимозаменяемости, честности и непредвзятости, уважении личности, патриотизма, безопасности, гармонии, гибкости.
8. Работники Суражской средней школы должны:
8.1. неукоснительно соблюдать трудовую дисциплину;
поддерживать благоприятный нравственно-психологический климат в коллективе;
не допускать фактов нарушения норм служебной этики со стороны других работников и пресекать такие факты;
непрерывно совершенствовать свои деловые и личностные качества;
при обращении с гражданами, представителями других государственных органов и иных организаций проявлять терпение, вежливость, тактичность и внимательность;
не допускать проявлений бюрократизма и волокиты при рассмотрении обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, а также при осуществлении административных процедур;
проявлять дисциплинированность и исполнительность, инициативность и самостоятельность в работе, внутреннее побуждение к новым, более эффективным формам деятельности, готовность принимать на себя при необходимости дополнительные функции, ответственность за принимаемые решения;
уметь гибко реагировать на неожиданные внештатные ситуации в Суражской средней школы, проявлять принципиальность и смелость, принимать оперативные решения при изменяющихся социально-экономических ситуациях, политических, производственных;
не допускать конфликта между личными интересами и профессиональной деятельностью;
использовать конструктивную критику для устранения недостатков и улучшения своей деятельности, уметь давать отчет своим действиям, поступкам и отвечать за их возможные последствия, за результаты служебной деятельности;
быть патриотами своего государства. Поддерживать государственный строй, иметь высокий уровень осознанного отношения к выполнению конституционных обязанностей, уважать и почитать государственную символику Республики Беларусь. Укреплять и пропагандировать уважительное отношение к историческим святыням и памятникам Отечества, родной природе, чувство гордости за отечественные достижения. Способствовать развитию основ национального самосознания через систему идей и ценностей белорусского общества и гражданина, формированию положительной мотивации к участию в социально значимой деятельности. Принимать участие в мероприятиях (проектах), формирующих патриотические ценностные ориентации;
стремиться обеспечивать безопасность и защиту служебной информации, безопасные условия труда;
при наличии подчиненных работников точно определять их задачи и объем служебных полномочий, не отдавать явно невыполнимых распоряжений, а также не допускать случаев предвзятого подбора и расстановки кадров по признакам родства или свойства;
основываться на принципах взаимоуважения и профессионального взаимодействия.
Работнику Суражской средней школы запрещается участвовать в незаконных забастовках, приносить на территорию Суражской средней школы экстремистскую атрибутику и материалы.
8.2. при исполнении служебных обязанностей работники Суражской средней школы должны:
содействовать укреплению политической и экономической стабильности в стране;
сохранять и укреплять доверие и уважение граждан и общества к государственной власти;
не допускать действий, наносящих ущерб интересам государства, препятствующих его эффективному функционированию, а также принимать меры по предупреждению коррупции;
соблюдать установленный порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов;
не подчеркивать и не использовать свое должностное положение при обращении за осуществлением административных процедур, получении различных услуг;
не вмешиваться в деятельность лиц, причастных к принятию решений по вопросам, затрагивающим личные интересы работника;
прилагать необходимые усилия для высокопрофессиональной работы, применять оптимальные и экономические способы решения поставленных задач;
бережно и бескорыстно относиться к вверенным материальным ресурсам, рационально и эффективно их использовать.
9. Работники Суражской средней школы имеют право на честное и справедливое отношение к ним, независимо от расы, языка, политических и религиозных убеждений, половой, национальной и культурной принадлежности.
10. Взаимодействие с учреждениями образования работники Суражской средней школы осуществляют на основе единства коллективной деятельности людей.
Предпочтение отдается конструктивному сотрудничеству, рациональному взаимодействию по вертикали, взаимному уважению профессиональных компетенций.
При взаимодействии строго придерживаются принципов и стандартов корпоративного управления, обеспечивают наличие профессионального и качественного руководства.
11. Взаимоотношения работников Суражской средней школы с деловыми партнерами строятся на основе соблюдения достигнутых в рамках законодательства договоренностей, взаимного уважения, признания равенства сторон в договорных отношениях.
Предпочтение отдается переговорам и поиску компромиссов в случае возникновения разногласий и споров, стремлении к стабильности существующих отношений, не инициируя без имеющихся на то правовых оснований споры с деловыми партнерами.
Не устанавливаются и не поддерживаются деловые отношения с организациями и физическими лицами, имеющими сомнительную деловую репутацию, ущемляющие интересы и права отдела по образованию, нарушающие стандарты профессиональной деятельности или признанные обычаи делового оборота.
Проводится честная и открытая информационная политика, предоставляется необходимая информация о Суражской средней школе в объеме, достаточном для оценки уровня риска принятых взаимных обязательств, ожидая при этом встречного раскрытия контрагентом необходимой Суражской средней школе информации и соблюдения тех же подходов при установлении и развитии партнерских отношений.
12. При взаимоотношении с гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами, как резидентами, так и нерезидентами Республики Беларусь, работники Суражской средней школы защищают интересы каждого гражданина, исключают дискриминацию по политическим, религиозным и национальным мотивам, а также:
обеспечивают безопасность и конфиденциальность информации, защиту персональных данных граждан в соответствии с законодательством;
оперативно и своевременно рассматривают обращения, претензии, жалобы, разрешают конфликтные ситуации, принимают необходимые меры по устранению последствий допущенных нарушений, не допуская причинения ущерба интересам граждан;
придерживаются дружелюбного и тактичного поведения, уважительного отношения, даже к самому негативно настроенному гражданину, находят выход из сложной ситуации, сохраняя доброе отношение и спокойствие;
прилагают максимум усилий для положительного решения вопроса гражданина, стараются всегда помочь ему, тем самым отвечают за общий успех всей Суражской средней школы и системы образования в целом;
рационально используют время при общении и стараются быстро и правильно ответить на любой вопрос гражданина, относящийся к деятельности Суражской средней школы, быть выдержанным, не вступают в спор в присутствии гражданина с другим работником при решении вопроса гражданина.
13. Порядок взаимоотношения со средствами массовой информации устанавливается директором Суражской средней школы.
Предоставление информации, касающейся деятельности Суражской средней школы, средствам массовой информации, осуществляется с разрешения директора Суражской средней школы либо уполномоченного им лица.
Осуществление публикаций и выступлений работников Суражской средней школы, связанных с исполнением служебных обязанностей, необходимости привлечения работников Суражской средней школы к публикациям в соответствии с требованиями законодательства согласовываются директором Суражской средней школы.
Распространение работниками сведений о деятельности Суражской средней школы с использованием возможностей средств массовой информации и официальных аккаунтов Суражской средней школы в социальных сетях осуществляется в порядке, установленном директором Суражской средней школы, с учетом требований законодательства.
Работники Суражской средней школы не должны публично выражать в средствах массовой информации свое мнение по вопросам государственной политики и служебной деятельности в случае его несоответствия основным направлениям политики государства, если иное не предусмотрено специальными законодательными актами, закрепляющими их правовой статус.
При ведении личных аккаунтов в социальных сетях работники Суражской средней школы не должны размещать информацию, распространение которой в средствах массовой информации запрещено, а также сведений, способных нанести ущерб их персональной репутации и авторитету государственной власти в целом.
14. Работники при исполнении служебных обязанностей и в нерабочее время, находясь как на рабочем месте, так и в иных общественных местах, ведут себя достойно и корректно, не допуская совершения проступков, которые могут причинить ущерб имиджу Суражской средней школы. В рабочее время не должны заниматься делами, не связанными с выполнением служебных обязанностей.
В служебное время работники Суражской средней школы в присутствии посетителей не обсуждают вопросы, не связанные с исполнением служебных обязанностей, в том числе по телефону.
Отношения между работниками Суражской средней школы строятся на доброжелательной основе, взаимоуважении. Работники:
содействуют коллегам в решении задач, стремятся находить общие цели и взаимопонимание;
поддерживают в отношениях с коллегами климат доверия, проявляют конструктивность и заботу;
находят в конфликтной ситуации взаимопонимание и согласие, показывают готовность продолжать эффективную совместную работу, исходя прежде всего из целей деятельности Суражской средней школы;
не допускают некорректного поведения;
не демонстрируют коллегам свое плохое настроение;
не переносят дружеские отношения в рабочую обстановку;
уважают частную (личную) жизнь других работников, соблюдая суверенитет личности;
соблюдают нормы общественной морали во взаимоотношениях;
воздерживаются от неконструктивной и неаргументированной критики коллеги, проявляют тактичность при обоснованной критике;
помогают коллегам, делятся знаниями и опытом;
пресекают интриги, слухи, сплетни;
не обсуждают личные или профессиональные качества коллег в их отсутствие;
проявляют уважение к квалификации и профессиональному опыту работника, ценят их рабочее время;
принимают меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов;
принимают меры по предупреждению коррупции;
не допускают дискриминации по признакам пола, возраста, национальности, вероисповедания, убеждений, социального положения, образования, трудового стажа.
15. Работники обязаны соблюдать культуру общения, придерживаться официально-делового стиля речи, а также не допускать грубости, нецензурных выражений.
При возникновении конфликтных ситуаций работники должны принять исчерпывающие меры по их устранению, при необходимости привлекают к разрешению конфликта руководителя. При неспособности найти взаимопонимание, в том числе с привлечением коллег и (или) руководства, ответственность несут обе стороны.
16. Внешний вид работников Суражской средней школы при исполнении ими служебных обязанностей в зависимости от условий службы (работы) и формата служебного мероприятия должен способствовать формированию уважительного отношения граждан к Суражской средней школы.
Работники должны придерживаться делового стиля в одежде в период исполнения служебных обязанностей.
В деловом костюме предпочтение отдается классическим моделям одежды сдержанных цветовых сочетаний.
Ключевыми элементами одежды мужчин являются деловой костюм, рубашка и галстук. В рабочее время не принято носить светлые костюмы. Наиболее распространенные цвета — темно-синий и темно-серый. Галстуки носят не слишком яркие и без броских узоров. Носки должны быть темных расцветок. В жаркое время года допускается ношение рубашки с короткими рукавами без галстука, если нет деловых встреч.
Для женщин рекомендованы в первую очередь юбочные и брючные костюмы в сочетании с блузами и жилетами. Также рекомендованы закрытые платья классического стиля, которые можно носить с жакетами. Подойдут юбка или платье средней длины, не выше чем на ладонь от колена. Не следует носить много украшений. Украшение должно быть либо функциональным, либо целенаправленным.
Основой делового стиля во внешнем облике работников Суражской средней школы являются следующие принципы:
сдержанность, опрятность, элегантность;
чувство меры, вкус и целесообразность;
чистота, аккуратность, соответствие стандартам делового стиля одежды.
Работникам Суражской средней школы на рабочем месте запрещается:
носить спортивную и пляжную одежду;
носить шорты, бриджи, одежду из прозрачных и кружевных тканей;
использование в деловой одежде ярких, вызывающих цветовых сочетаний;
носить броские украшения и одежду, открывающую спину, живот, плечи, с глубоким декольте;
открытая демонстрация татуировок и пирсинга на частях тела.
17. В деловых разговорах работники Суражской средней школы соблюдают следующие требования: правильность, точность, краткость и доступность речи.
Речь и манеры поведения должны соответствовать конкретной ситуации.
Реплики должны быть предельно понятными собеседнику, в речи используется принятая в коллективе лексика, четкое произношение, ясность изложения мыслей, в том числе необходимо соблюдать:
достоверность, информативность высказываний;
корректное отношение к собеседнику;
речевое взаимодействие совместно с манерами поведения, направленное на разрешение и предупреждение конфликтов или возникновение недопонимания;
умеренность в разговоре;
умение слышать, вовремя понять намерения собеседника;
не допускается употребление бытовых и “уличных” речевых оборотов, не цензурных выражений, слов-паразитов.
18. При речевом этикете работники соблюдают субординацию. Здороваться и представляться первым должен младший по статусу или возрасту.
19. При разрешении конфликтов или проблемных ситуаций работник должен уметь вежливо отказать, разрешить спор и быть готовым к конструктивному диалогу.
20. Работники должны соблюдать телефонный этикет, при этом:
телефонные переговоры должны быть кратки и лаконичны и составлять не более семи-восьми минут. Не следует допускать больших пауз и невнятного бормотания. Важно следить за громкостью речи, отчетливостью, скоростью, своим тоном в голосе, не жевать во время разговора;
общаясь по телефону, необходимо стараться говорить ровно, сдерживать свои эмоции, не пытаться прерывать собеседника;
не употреблять специфические, профессиональные выражения, которые могут быть непонятны собеседнику.
21. Запрещается использовать служебный телефон для звонков личного характера. Личные переговоры по собственным телефонам допустимы только в течение установленных перерывов в работе.
22. В общественных местах или на деловых совещаниях звук звонка мобильного телефона необходимо снижать до минимума либо отключить.
Пользоваться мобильным телефоном можно, если при этом не ограничивается свобода других людей, не ущемляются их интересы и не нарушается их конфиденциальность.
На работе мобильным телефоном можно пользоваться только для решения деловых вопросов – не стоит посвящать всех в свои личные дела. При ведении разговоров по мобильному телефону работник должен говорить доброжелательно, негромко.
23. Рабочее место работника должно содержаться в порядке. На столах, в шкафах и тумбочках не должны находиться лишние и ненужные вещи.
24. Работник должен использовать эффективно и по назначению рабочее время.
25. Категорически запрещается выносить за пределы Суражской средней школы и делиться данными, принадлежащими исключительно Суражской средней школе (конфиденциальная информация) с третьими лицами.
Конфиденциальная и служебная информация (в том числе информация о персональных данных) Суражской средней школы является ее нематериальным активом. Допуск к ней и рамки ее использования регламентируются локальными правовыми актами Суражской средней школы.
Работники должны соблюдать в установленном порядке правила использования, доступа и безопасности программного обеспечения, информационных баз данных (на электронных, бумажных носителях) райисполкома.
26. При проведении плановых и производственных совещаний участники совещаний:
приходят на совещания заблаговременно;
заранее знакомятся с повесткой дня и берут с собой все необходимые материалы, подготовленные вопросы или комментарии;
отключают мобильные телефоны либо устанавливают беззвучный режим перед началом собрания или совещания;
не используют собрания в качестве трибуны для решения личных проблем;
выступают строго по регламенту.
V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И КОРПОРАТИВНОЙ ЭТИКИ
27. Оценка соблюдения правил профессиональной и корпоративной этики, поведения работников Суражской средней школы во время исполнения служебных обязанностей дается при проведении аттестации на соответствие занимаемой должности, решении вопроса о повышении по службе, присвоении класса государственного гражданского служащего, подготовке характеристик.
28. Ответственность за нарушения норм профессиональной и корпоративной этики может повлечь следующие меры морального воздействия:
устное замечание;
предупреждение о недопустимости неэтичного поведения;
требование о публичном извинении за проступок.
Нарушение требований Положения может расцениваться как дисциплинарное нарушение.
Замечание, выговор, увольнение (другие меры) могут применяться к работнику в установленном законодательством порядке как дисциплинарное взыскание с учетом степени его тяжести. В зависимости от конкретных обстоятельств также может наступать административная и уголовная ответственность.
За нарушение положений настоящих правил служебной этики государственный гражданский служащий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в соответствии с Законом Республики Беларусь ”О государственной службе“.
VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
29. Положение является локальным правовым актом Суражской средней школы и включается в перечень документов, с которыми должны ознакомиться работники Суражской средней школы под подпись, в том числе и вновь принятые, и находится у инспектора по кадрам.
30. Общественная комиссия Суражской средней школы по вопросам соблюдения служебной этики, состав которой утверждается приказом директора Суражской средней школы, рассматривает вопросы урегулирования конфликтных ситуаций, проводит служебное расследование нарушений профессиональной и корпоративной этики. Результаты рассмотрения комиссия доводит до директора Суражской средней школы (уполномоченного лица) для принятия мер реагирования.
31. Директор школы, общественная комиссия по вопросам соблюдения служебной этики обеспечивают реализацию настоящего Положения Суражской средней школы.